На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Не только о футболе

864 подписчика

Свежие комментарии

  • Лена Мисько
    Один миллион рублей за один гол. РПЛ объявила о благотворительной акции в помощь семьям погибших и пострадавших от те...ТОТО. РПЛ-2023/24...
  • Максим Комаров
    В августе на кубке было почти 19 тысяч ПридутТОТО. РПЛ-2023/24...
  • Максим Комаров
    Не исключено. На Спартак пришли, чтобы насладиться победой, на Зенит - в надежде на тоже самое. На худой конец: воочи...ТОТО. РПЛ-2023/24...

По стопам Слуцкого. Почему Россия проиграла Португалии

После на удивление бодрого старта на Кубке конфедераций, где на фоне новозеландцев сборная России смотрелась очень солидно и мощно, матч с Португалией должен был стать наиболее точным индикатором текущего уровня команды Станислава Черчесова. К сожалению, результат полуторачасовых измерений оказался слишком далек от желаемого, и от недавнего всплеска болельщицкого оптимизма не осталось и следа.

Ноль ударов в створ, ноль голевых моментов с игры и тщетные попытки Васина и компании нейтрализовать Роналду, который забил уже на 8-й минуте и лишь по доброте душевной не оформил хет-трик к 63-й – при таких раскладах минимальное поражение от действующих чемпионов Европы можно считать вполне неплохим исходом матча, где сборная России подавала признаки жизни лишь эпизодически.

Несмотря на заверения Черчесова, что никакого мандража в первом тайме у его подопечных и близко не было, хочется верить, что он все-таки был, потому как это наименее обидное объяснение такого чудовищного и почти поголовного брака в простейших ситуациях.

Судя по всему, у самого Станислава Саламовича перед матчем было тоже что-то на подобии мандража, под воздействием которого он принял несколько крайне нелогичных кадровых решений. Изначально выстраивая план игры «вторым номером», он решил обойтись без тех, кто к этой модели максимально адаптирован.

И если приберечь получившего микротравму Ерохина, возможно, и стоило, то отсутствие в старте самого продуктивного контратакующего игрока лиги этого сезона Полоза (кстати, отлично смотревшегося с новозеландцами) выглядело ничуть не менее странным, чем появление в Шишкина. При этом ростовчане дружно вышли на замены после перерыва, когда свободных зон на половине поля гостей стало куда меньше и возможностей для контратак, соответственно, тоже.

Где логика, Станислав Саламович?

***

Сюрприз в виде опорника-Шишкина вышел тоже явно не подготовленным, хотя гостям наверняка понравился. Учитывая, что после переезда в Краснодар Роман рассматривался Шалимовым на эту позицию как альтернатива Каборе и Газинскому, но, в конечном счете, проиграл конкуренцию обоим, против Португалии чудес от него ждал, видимо, только Черчесов.

Чудес и не случилось – в первом тайме центр поля хозяева проиграли вдрызг, и с мячом на чужую половину поля выходили раза три-четыре. Вместе с тем претензий лично к Шишкину нет ни малейших – человек сыграл на своем истинном уровне, а прыгать выше головы дано не каждому, увы.

Куда печальнее, что многие номинальные лидеры сборной (Глушаков, Смолов, Самедов) отыграли гораздо ниже своих возможностей. Только после перерыва сборная России показала хотя бы какое-то подобие комбинационной игры, хотя «дефицит мозгов» на фоне Португалии проявился в полной мере. Отчасти ликвидировать его мог бы тот же Миранчук, но к отлично смотревшемуся по весне плеймейкеру «Локо» доверия у Черчесова даже меньше, чем к пропустившему три четверти сезона Тарасову.

Жирнющий плюс (опять же, за второй тайм) можно поставить только Головину. Спустившись на место Шишкина в опорную зону, он подбирал и перехватывал все, что пролетало от него поблизости, обеспечивая команде дополнительные возможности для проведения наступательных операций и снижая контратакующий потенциал соперника.

***

В оборонительном плане матч с Португалией вышел не менее показательным. Гости не имели какого-то запредельного преимущества в креативной дельте (1-5 по созданным голевым моментам в их пользу), но наши слабые места прощупали быстро и вполне успешно ими пользовались.

4 из 5 голевых угроз воротам Акинфеева стали прямым следствием проигранных центральными защитниками воздушных дуэлей, и это целиком укладывается в сложившийся на протяжении последних матчей негативный тренд. В 11 матчах при Черчесове игроки сборной России совершили 13 ключевых ошибок при ведении верховой борьбы, и 4 из них стали фатальными (держим в уме еще и эпизод с чистым голом Видаля в противоборстве с Шишкиным, который не был засчитан).

Любопытно, что почти в половине случаев эти ошибки совершал Федор Кудряшов (6 из 13), причем пять из них пришлись на четыре последних матча (вполне допускаю, что это определенным образом связано с его травмой носа). В обеих встречах на Кубке конфедераций аналогичные промахи совершал и Джикия (с поправкой на игровое время частота их совершения примерно та же, что и у Кудряшова), и только Васин на втором этаже смотрится в целом надежно.

Очевидно, что при такой уязвимости команды к атакам с воздуха для снижения рисков необходимо гораздо плотнее действовать на флангах, накрывая подачи в штрафную или, уж по крайней мере, создавая помехи атакующим. Но португальцы, равно как и чилийцы в недавнем «товарняке», регулярно направляли мячи в штрафную адресно и с нулевым уровнем сопротивления.

***

Возвращаясь к фигуре главного тренера с его оригинальными кадровыми и тактическими ходами, складывается стойкое ощущение, что за этими многочисленными экспромтами стоит элементарное чувство неуверенности в себе.

Черчесов будто бы хочет изобрести что-то настолько исключительное, до чего раньше никто, кроме него, почему-то не додумался. Он хочет показать свой уникальный тренерский почерк и «свое тренерское я», наделяя игроков непривычными для них функциями и пробуя неочевидные сочетания. Он пытается доказать, что не верблюд и не физрук, но самоутверждается пока только за счет журналистов.

Находясь в непростой в кадровом отношении ситуации, он усложняет ее еще больше, придумывая на ровном месте никому не нужные велосипеды.

Все это не так давно мы уже видели, и печальный финал той истории помним отлично.

Увы, Станислав Саламович как никогда близок к тому, чтобы повторить судьбу Леонида Викторовича…

Специально для Rusfootball.info

Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев; REUTERS/Maxim Shemetov, John Sibley; globallookpress.com/Dmitry Golubovich

Готова ли сборная России к Кубку конфедераций?

Блог «Инженерный подход» уточняет координаты «нового левела» команды Станислава Черчесова.

После ничейного матча с чилийцами, в котором сборная России смотрелась вполне пристойно на фоне действующего победителя «Copa America», и даже едва не вырвала победу в концовке, Станислав Черчесов излучал позитив и уверенность, слегка раздражаясь лишь на назойливых журналистов с их дилетантскими вопросами.

«По кочану!» - чуть было не вырвалось у главного тренера на вопрос о причинах загадочного появления низкорослого Шишкина на месте правого центрдефа, где тот за всю карьеру сыграл два с половиной раза.

То, что Станислав Саламович объясняться с аудиторией не имеет особого желания, конечно, никакая не новость. На студента Черчесов и впрямь не похож ни в одном месте, и ему ментально ближе «учить и поучать», а не «учиться, разъяснять и доказывать». Если выпустил, значит, были причины, и рассусоливать тут нечего. В конце концов, не полевого в ворота – и на том спасибо.

Журналистов, равно как и болельщиков, тоже понять можно, ведь совсем недавно предшественник Черчесова экспериментальной футбольной химией уж слишком активно баловался – на том и погорел.

Не то чтобы они сильно переживают за тренерскую судьбу лично Станислава Саламовича, но наблюдать за провальными партиями сборной на больших форумах (да и в рядовых «товарняках» тоже) уже утомились изрядно, и потому интереса к ней проявляют всё меньше. Так что если вдруг команда (не дай бог, конечно) оконфузится и на Кубке конфедераций, в тренерский штаб полетят далеко не только шишки и далеко не только за Шишкина.

Черчесов, понятное дело, имеет право считать, что уж он-то на грабли Слуцкого ни за что не наступит, и храбрится по полной программе – благо, последние результаты к этому располагают. Две волевые ничьи с командами из ТОП-10 рейтинга ФИФА и разгром венгров, от которых на прошлогоднем Евро чудом отскочили будущие чемпионы во главе с Роналду… Кажется, одним скрытым фаворитом Кубка Конфедераций стало больше, вы не на ходите?

Если честно, я тоже – не очень, и заверения Станислава Саламовича в том, что команда «вышла на новый левел», требуют более серьёзной доказательной базы.

***

Свои козыри у сборной России даже в нынешнем ее виде (весьма далёком от кадрового оптимума), конечно, имеются. Это и несомненный бомбардирский талант забившего шикарнейший мяч венграм Смолова (пусть даже рабочий контакт с напарниками у него не налажен в принципе), и взрывной выход в атаку через легконогого и отбороспособного Головина (пусть даже двигается Саша пока быстрее, чем соображает), и высокий прессинг весьма неплохого качества (пусть даже воспользоваться его плодами получается намного реже, чем хотелось бы).

Принятая контратакующая модель позволяла сборной эти козыри в той или иной мере использовать, но есть ли у Черчесова внятный план игры первым номером (который непременно пригодится не только против Новой Зеландии, но и в любом из матчей, где придётся отыгрываться), пока не очень понятно.

С организацией позиционной атаки из статичного положения у нашей сборной всё по-прежнему плохо от слова «совсем», особенно если соперник изображает хотя бы подобие прессинга. В позиционных атаках сборная России вообще создаёт катастрофически мало – лишь 1,2 голевых моментов в среднем за матч (даже чуть меньше, чем в 7 поединках при Слуцком в 2016-м – 1,4).

К сожалению, после ухода Игнашевича в команде так и не появилось ни одного центрдефа, способного продвигать мяч вперёд с приемлемым уровнем брака. Ни Васин, ни Джикия, ни Кудряшов в своих клубах не отвечают за первый пас, а тот же Кутепов потерял место в спартаковской основе аккурат после неудачной попытки Карреры наделить Илью функциями Боккетти.

Как следствие, в 9 матчах под руководством Черчесова только две результативные атакующие цепочки начались с первого обостряющего паса центрального защитника, причем в одном из случаев (третий гол в матче с Венгрией) это был аут в исполнении Кудряшова.

***

При Черчесове сборная России создаёт минимум голевых угроз после атак с длительным пассивным контролем, а вот элементы прессинга (отборы/перехваты/подборы) преобразует в опасные ситуации (чаще всего, контратаки) достаточно регулярно.

В нашем чемпионате подобная атакующая пропорция свойственна только «Ростову», который создает менее трети голевых возможностей (27%) в атаках с пассивным контролем, тогда как у других ведущих российских клубов доля таких атак составляет от 45% до 60% (у сборной России на данный момент она составляет 35%). Любопытно, что у ЦСКА после перехода на схему с тремя центральными защитниками эта доля практически не изменилась – символическое снижение с 47% осенью до 45% весной.

***

Хотелось бы, впрочем, чтобы сборная выглядела по-бердыевски и в обороне, причем не в ущерб атакующему балансу. Пока об этом говорить не приходится, но тут как раз удивляться нечему.

Только один из девяти матчей при Черчесове оказался для сборной России позитивным с точки зрения креативной дельты (+5 с Румынией), а сводный баланс созданных и допущенных голевых моментов находится практически на нуле (40-39). Вполне закономерно, что при таком балансе сборная имеет околонулевую разницу забитых и пропущенных мячей (13-12) и полный паритет побед, ничьих и поражений (3-3-3).

Переход на принципиально иную игровую схему вкупе с полным кадровым обновлением центра защиты, использованием возрастных латералей (к слову, в разное время переученных в защитники вингеров) и дефицитом квалифицированных опорников – в этих условиях за обороноспособность сборной априори тревожно.

***

В качестве «нижнего опорника» Черчесов, судя по всему, будет использовать раззабивавшегося в этом сезоне Глушакова, и этот ход выглядит не слишком логичным. Все предыдущие (и, кстати, не такие уж редкие) попытки вылепить из Дениса эдакого Клода Макелеле плохо заканчивались что для «Спартака», что для сборной.

С точки зрения ведения единоборств и отбороспособности особых претензий к нему никогда не было, но при этом Глушаков не слишком комфортно чувствует себя с «висящим на плечах» соперником и не обладает передаточной надёжностью, требуемой для игрока этого амплуа. Кроме того, он чрезмерно склонен к атакующим авантюрам и позиционным просчётам, так что нуждается в подстраховке ничуть не меньше партнеров, которых по долгу службы должен страховать сам.

Скажем, в матче с Венгрией две самые опасные атаки хозяев с «игры» стали прямым следствием оплошностей Дениса, оголявшего свою зону без особых на то оснований. На исходе получаса игры его неудачная попытка перехвата привела к громадному разрыву между линиями и лихой контратаке венгров с завершающим ударом Джуджака, которого от гола отделили сантиметры, а в последней четверти матча тактический просчёт спартаковского капитана обернулся героическим выносом мяча с ленточки со стороны Джикии.

Вместе с тем, именно с ключевого отбора Глушакова началась первая голевая комбинация сборной России, однако в развитии позиционных атак на начальной стадии всё же не преуспел и к тому же практически не имел возможностей для фирменных дальнобойных залпов. Но, к сожалению, из-за обиднейшей травмы Зобнина и индивидуальной непереносимости главного тренера к Игорю Денисову очевидно надёжных вариантов закрыть опорную зону у Станислава Саламовича попросту нет.

***

Станут ли дополнительным козырем черчесовской сборной стандарты (тем более в условиях дефицита гренадёров в её составе), пока ещё тоже очень большой вопрос. В трёх последних матчах это оружие срабатывало, но в обе стороны и примерно с равной частотой. Баланс забитых/пропущенных голов с навесных стандартов по итогам всего подготовительного периода, опять-таки, нулевой (3-3), но был бы отрицательным, если бы в матче с чилийцами арбитр не отменил абсолютно чистый гол Артуро Видаля.

Что касается стандартов ударных, то здесь особых иллюзий питать не стоит тем более. За последние 5 лет (!) игроки сборной России забивали прямыми ударами со штрафных лишь четырежды (причем 2 из 4 мячей – в ворота Лихтенштейна), но никого из авторов этих голов (Дзагоев – 2, Кержаков и Игнашевич – по 1) на Кубке Конфедераций мы не увидим.

***

Как бы то ни было, «новый левел» сборной России не позволяет считать её даже скрытым фаворитом группы, но и сбрасывать её со счетов тоже не стоит. Вполне вероятно, что сложившийся тренд на «нейтральные» поединки с её участием (по сути, «матчи на три результата») продолжится, и одолеть Новую Зеландию хозяевам турнира будет немногим легче, чем сдержать Португалию или удивить Мексику.

От сегодняшней сборной России можно ждать абсолютно любых сюрпризов – будем считать, что её главный козырь именно в этом.

Специально для Rusfootball.info

Автор neohotnik

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх