На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Не только о футболе

864 подписчика

Свежие комментарии

  • Лена Мисько
    🧑‍💻😱 Назначения судей. «Ужасы нашего городка» Три последних матча «Ростова»: 8 марта. Чемпионат России. «Ростов»...«Динамо» против К...
  • Лена Мисько
    🧑‍💻😱 Назначения судей. «Ужасы нашего городка» Два последних матча «Ростова»: 12 марта. Кубок России. ЦСКА – «Рост...«Динамо» против К...
  • Лена Мисько
    Статистика Кирилла Бурдакова, "СЭ".«Динамо» против К...

Возня у кормушки. Почему банкротство клубов так актуально в России

История футбольного клуба в Нижнем Новгороде, которая актуальна для всей страны. «Ротор», «Сатурн», «Алания», «Спартак-Нальчик», «Химки», «Кубань» – такие же банкроты, которые ликвидировались, чтобы не платить по долгам. Это эпидемия.

Каждый год они осыпаются прелыми листьями. В этом году – особенно. Клубы, которые только что бодро дышали, оказывается, только делали вид, что дышат, а на самом деле хрипели. Вся их жизнь была борьбой за процесс, а не результат. Или за результат – но не спортивный, а финансовый. С таким же успехом все эти люди – менеджеры, игроки и тренеры – могли зарабатывать на ниве ЖКХ или в сельском хозяйстве. Но выбрали футбол. Тут проще, понятнее. И тут никогда не ловят за руку.

Ниже вы узнаете о том,

  • Какие суммы были прописаны в контрактах, которые по официальной версии руководства убили клуб.
  • Игроки «Волги» устроили во время игры «манекен челендж» – что их вдохновило?
  • Куда пропало государственное поле, которое подарили клубу.
  • Виталий Мутко пытался решить вопрос, но ему не хватило влияния. Серьезно?

Начало конца

Президентом нижегородской «Волги» до августа 2011 года был Алексей Гойхман (сейчас – депутат городской думы Нижнего Новгорода от «Единой России»). Он покинул клуб со словами: «Были и победы, и ошибки, но каждое решение было направлено на то, чтобы сделать наш клуб сильным и перспективным».

В СМИ существует две версии причин краха «Волги», который случится летом 2016 года.

  • Первая – Гойхмана: на место руководителя «Волги» поставили своего человека, а его – убрали. К банкротству привело неэффективное управление нового руководства.
  • Вторая – нового руководства: При президентстве Гойхмане были подписаны настолько раздутые контракты, что «Волга» больше не могла одновременно выплачивать их и существовать. Либо одно, либо другое.

В нашем распоряжении есть суммы из тех контрактов. Оцените степень раздутости. Впоследствии именно эти контракты будут названы Мутко и преемниками Гойхмана главными причинами развала клуба.

  • Зарплата Эдика Саджая – 575 тысяч рублей в месяц + бонусы и стимулирующие выплаты. Кроме того – 4,5 миллиона рублей в качестве компенсации «расходов по переезду на работу в Нижний Новгород».
  • Гогита Гогуа должен был получить компенсацию «расходов по переезду» 925 тысяч долларов + зарплата и бонусы. За год ему успело утечь со счетов клуба 18 миллионов 993 тысячи рублей.
  • Лаша Салуквадзе с января 2011 года по декабрь 2012 года получил от «Волги» 14 миллионов 166 тысяч рублей.
  • Максим Бурченко – 11 250 000 рублей (расходы на переезд) + 400 200 рублей в месяц (зарплата) + премии + клуб оплачивал аренду квартиры.

Все – нетто, то есть после вычета налогов.

Есть и другие интересные суммы. Например, за переход Марка Кросаса агент Оливер Нагеле, аккредитованный федерацией футбола Лихтенштейна, должен был получить 200 тысяч евро + 21,6 тысяч евро штрафа за просрочку платежа.

Реакция на риски

Новое руководство утверждало, что клуб не потянет такие контракты, и отчислило людей с завышенными, по их мнению, зарплатами. Таким образом публике была предоставлена причина банкротства «Волги». По версии нового руководства – реальная.

Многое позволяет предположить, что на самом деле она – фиктивная. Гойхмана выгнали в 2011 году, после этого клуб еще 5 лет получал финансирование, которого должно было хватить, чтобы закрыть все долги и сохранить «Волгу».

По нашей информации, на первый сезон в ФНЛ после вылета из РФПЛ (2014/15) было выделено около 800 миллионов рублей. Непосредственно на содержание команды тогда ушло 232 миллиона. Остальное, по идее, должны были пойти на покрытие старых долгов. Если вы путаетесь в миллионах, 800 – это огромный бюджет для команды ФНЛ, с ним вполне можно решать задачу возвращения в премьер-лигу.

На следующий сезон, снова в ФНЛ (2015/16), было выделено около 500 миллионов. Генеральный директор Олег Алешин в интервью «Р-Спорту» это подтвердил.

И где деньги? Где «Волга»?

Складывалась ощущение, что клубу было важнее не решить проблемы, а озвучить их причину. Неважно, реальную или виртуальную. Но при этом не переборщить, создать путаницу и видимость того, что клуб балансирует на грани жизни и смерти. Путаница позволяла продолжать получать бюджетные деньги уверять игроков с тренерами, что проекту ничего не угрожает.

Пятилетнего бюджета «Волги» должно было хватить для того, чтобы закрыть долги, погасить завышенные контракты и сохранить клуб. Да, пришлось бы отказаться от приглашения Булыкина, Сычева, Каряки, Алдонина и других недешевых футболистов, но рассчитывать, что можно будет пригласить и не платить по контрактам, – детский сад. Закон на стороне игроков, какими бы раздутыми их контракты ни казались. Не РФС свершит правосудие – так CAS.

Вместо очищения, однако, был выбран другой вариант – тянуть время, пока в судах не прижмут окончательно. Получать финансирование – и создавать новые долги.

Жизнь банкротная

Тренер Андрей Талалаев пришел в «Волгу» за 8 туров до конца сезона в РФПЛ. Остаться в элите было сложно, но руководство заверило, что клуб продолжит существовать даже в случае вылета. Контракт тренер заключил на полтора года, то есть с расчетом на ФНЛ, если придется вылететь.

Утверждало Талалаева правление «Волги» под председательством вице-губернатора Нижегородской области олимпийского чемпиона Сиднея Дмитрия Сватковского. Он курировал строительство нового стадиона, подготовку города к чемпионату мира и, по слухам, в сентябре должен пойти на повышение в Госдуму.

Несмотря на огромный бюджет (около 1,3 миллиарда на два сезона в ФНЛ) футболистам, штабу и сотрудникам «Волги» платили, как придется. Талалаев от имени команды и персонала написал открытое письмо губернатору Нижегородской области Валерию Шанцеву. Оставил на страничке губернатора в ЖЖ, после чего текст опубликовали СМИ.

Почему он так поступил, сам Талалаев говорить не стал: подписывал пункт о неразглашении. Вместо него о ситуации рассказали бывшие футболисты «Волги».

– То письмо отражало настроение всей команды, – говорит полузащитник Дмитрий Маляка. – Зарплату задерживали больше четырех месяцев, премиальные – год, к тому же нам негде было тренироваться. Поле после дождя превращалось в месиво: тренер проводил теорию, мы выходили на газон, понимали, что тренироваться невозможно. Возвращались обратно и проводили еще одну теорию.

Однажды команду выгнали со стадиона из-за долгов.

– Выключили свет и все, – продолжает Маляка. – Ситуация в детской школе – вообще аховая. В некоторых раздевалках не было света, скамейки сломаны. Между тем «Волга» реально зависела от школы, поскольку клубу запретили регистрацию игроков, и пополнять состав Талалаев мог только игроками школы. Кажется, он взял всех, кто был – 9 человек. Но мы все равно шли в лидерах, поэтому тренер и написал письмо от лица коллектива.

После 10 туров «Волга» шла в ФНЛ третьей. Губернатор Шанцев отреагировал на письмо и вскоре назначил встречу. На ней присутствовали вице-губернатор Дмитрий Сватковский (глава правления), Олег Алешин (генеральный директор) и Андрей Талалаев (главный тренер). Диалог передает Маляка, ссылаясь на рассказ Алешина команде после встречи с губернатором.

– Я в этом году выделил деньги на клуб, – сказал Шанцев, – больше не могу. Разбирайтесь, где они. Чем еще помочь?

– Нужно искусственное поле, чтобы у команды была возможность нормально тренироваться.

Шанцев позвонил Мутко, попросил газон, оставшийся после Мемориала Гранаткина. И получил согласие.

Поле, русское поле

– Газон привезли и подарили Нижнему Новгороду, вместе с резиновой крошкой для него. Все это два года пролежало в тюках рядом с базой. Государственное поле. Где оно сейчас? Я не знаю, – рассказывает Маляка.

А ведь должны были отдать синтетику другим нуждающимся. Но отдали городу, где будет проходить чемпионат мира. И явно не для того, чтобы показывать приезжим рулоны и тюки.

Они до сих пор валяются на территории стадиона «Локомотив». В беседе с нашим корреспондентом Алексеем Хитрюком один из руководителей на объекте подтвердил: поле складировано на территории. Другой источник поведал, что компоненты поля валяются за гаражом.

Замри, умри и не воскресни

Задержки по зарплате не думали заканчиваться. Когда напряжение достигло предела, игроки решили провести акцию протеста, чтобы привлечь внимание. В начале гостевого матча против «Томи» они замерли на поле. Провели «манекен-челендж» до того, как это стало мейнстримом. Рассказывает один из игроков «Волги»:

– Руководству плевать, обещаниями кормили, но уже никто не воспринимал всерьез. Сначала собирались вообще не ехать на игру, затем решили, что лучше проведем акцию. За несколько часов до вылета в Томск к нам приехал баскетболист Панов [Сергей Панов – бывший баскетболист ЦСКА и сборной, сейчас – министр спорта и молодежной политики Нижегородской области]. После разговора с ним человека четыре, кажется, все-таки решили не ехать. Ничего обнадеживающего Панов не сказал, скорее, посыл был в том, что никого здесь не держат.
Mannequin Challenge придумали в ФНЛ из-за долгов по зарплате

А теперь воскресни. Но в новом лице

После первого сезона «Волги» в первом дивизионе в области появился второй клуб – «Олимпиец», который был заявлен в ПФЛ. Перед командой поставили задачу выйти в ФНЛ.

– Никто из игроков не верил, что «Волгу» позволят обанкротить. Руководство гарантировало: все будет хорошо, долги закроют. А «Олимпиец» вроде как запасной аэродром, на всякий случай, – рассказывает бывший форвард «Волги» Андрей Козлов.
– Но при этом игрокам «Олимпийца» прямым текстом сказали: «Будущее „Волги“ зависит от того, как выступите вы», – говорит Дмитрий Маляка.

Мало кто понимал, откуда вообще взялось такое название – «Олимпиец». Среди болельщиков Нижнего пополз слух: таким образом себя «увековечил» Дмитрий Сватковский, олимпийский чемпион по пятиборью.

Рассматривался и вариант слива «Волги» в ПФЛ, чтобы завести на ее место «Олимпиец». Но реализовать задумку не получилось. «Волга» сохранила место в ФНЛ, однако руководство инициировало процедуру банкротства. Клуб помер, оставив за собой долг в районе 300 миллионов рублей. А многие из тех, кто работал в «Волге», теперь служат в новом клубе-парашюте.

– Сделали все так, чтобы на счетах ничего не осталось, и платить игрокам было нечем. «Ребята, извините». Очень многие перешли в «Олимпиец» – по сути, тот же самый клуб. Работники административного штаба, бухгалтеры, некоторые игроки, даже спортивный директор [Александр Липко] туда перешел, – продолжает Маляка. – Я мог бы пойти в суд, но как официально доказать, что это, по сути, один и тот же субъект футбола? РФС должен был это подтвердить, но они закрыли глаза. Хотя за нас, игроков, там вступались. Знаю, что Виталий Мутко писал письма губернатору, но это ничего не дало.

Как с гуся волжская вода

Влияния Мутко и впрямь оказалось недостаточно. 8 апреля 2017 года главный человек в русском спорте года бессильно произнес:

– В «Волге» создали грузинский клуб, протащили игроков. До сих пор рассчитаться не могут. Это лжеменеджеры, которые зарабатывают бабло там! А мы сидим и смотрим, – цитировал Мутко «Р-Спорт».

Подробно о попытках Мутко и РФС решить вопрос с долгами «Волги» писали «Известия».

После банкротства «Волга» перестала быть субъектом футбола, то есть подать на нее иск в РФС больше нельзя, только – в обычный суд. Некоторые так и сделали. Выиграли. Но это ничего не дало – у «Волги» на счетах нули.

– Ее руководству очень помогло отсутствие шумихи, все уже забыли про этот клуб. Мне и другим ребятам звонили, предлагали 50 процентов. Видимо, прощупывали почву, чтобы оставить другую половину себе, и все были бы довольны. Я был согласен и на 50 процентов, говорю: «Давайте». Но затем вновь тишина, – продолжает Маляка.

В СМИ опубликовано письмо 14 футболистов «Волги» на имя и. о. губернатора области Глеба Никитина, но, как и говорил Маляка, всем уже все равно. Заместителем Никитина остался Дмитрий Сватковский, глава правления «Волги».

– Должны не только футболистам, но и главному тренеру, помощникам, персоналу – всех нас кинули. Обидно, – сказал Андрей Козлов.

А еще кинули государство. Долг составляла не только зарплата с премиальными, но и невыплаченные налоги (65 млн рублей), а также долги стадиону (10 млн), РЖД (2,6 млн), «Региональной управляющей компании» (2,6 млн) и т. д. Цифры – РБК.

В недавнем письме и. о. министра спорта Сергея Панова, где он отчитался перед губернатором о ситуации с задолженностями «Волги», отмечено: «Долгов по зарплате перед сотрудниками клуба нет». Странно, а как же Талалаев? С ним точно не рассчитались. Может, простили? Но тогда хоть предупредили бы, что ли. «Денег не будет, но ты держись, здоровья и хорошего настроения».

Как живет клуб после банкротства

«Волга» не единственный российский клуб, отдавший концы по схожему сценарию. Выше уже были упомянуты «Ротор», «Сатурн», «Алания», «Спартак-Нальчик», «Химки», «Кубань» (краснодарцы почти мертвы, их задолженность в районе 2-3 миллиардов).

Это рабочая схема. И особенно рабочей ее делает отсутствие последствий для менеджеров. Некоторые умудряются банкротиться и возрождаться по несколько раз, спекулируя на бренде и чувствах болельщиков. По регламенту РФС клуб-банкрот лишается названия только на два года, потом можно запускать проект заново.

В ФНЛ может снова появиться «Волга» или «Нижний Новгород»

По той же тропке движется Нижний Новгород. Несколько источников подтвердили, что в области действительно рассматривают возможность переименования «Олимпийца» в «Волгу». Более того, к управлению клубом, говорят, может вернуться бывший президент Алексей Гойхман.

Другие тексты Кузнеца

РФС официально разрешил не платить детским тренерам. Деньги нужно выбивать через Швейцарию

56 процентов тренеров в России не учились на тренера. Самая недооцененная проблема русского футбола

«ЦСКА за Головина никак не отблагодарил». Как выживают тренеры в Кемеровской области

«Я не могу молчать». Куда пропадают выпускники футбольных школ

Фото: Sportbox / © РИА Новости / Алексей Филиппов / Александр Натрускин / Григорий Соколов

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх