На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Не только о футболе

864 подписчика

Свежие комментарии

  • Лена Мисько
    Один миллион рублей за один гол. РПЛ объявила о благотворительной акции в помощь семьям погибших и пострадавших от те...ТОТО. РПЛ-2023/24...
  • Максим Комаров
    В августе на кубке было почти 19 тысяч ПридутТОТО. РПЛ-2023/24...
  • Максим Комаров
    Не исключено. На Спартак пришли, чтобы насладиться победой, на Зенит - в надежде на тоже самое. На худой конец: воочи...ТОТО. РПЛ-2023/24...

ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА — ТРЕНЕР, РОДИТЕЛИ И СПОРТИВНЫЙ ПСИХОЛОГ: КТО ПЕРЕТЯНЕТ?

Зачем спортсменам психолог и как удержать баланс между достижениями и здоровьем, рассказала в интервью спортивный психолог преподаватель «Матч! Академии» Иванна Швецова. Поговорить с экспертом удалось сразу после окончания мастер-класса, который специалист провела для хоккеистов в «Сириусе».

– Иванна, чем спортивный психолог отличается от других?

– На самом деле, психолог в спорте – это обычный психолог для обычных людей. Они ведь приходят к нему разобраться со своими проблемами. Спортсмены – такие же люди, с такими же жизненными сложностями, просто их специфика бывает немного другой. Часто к нам обращаются с запросом, как преодолеть трудности в семье, вопросами комплексов и неуверенности в себе, психологическими барьерами в общении. А также с тем, что связано со спортивной деятельностью. Например, трудное восстановление после травм, в том числе психологическое, адаптация, взаимодействие и конфликты внутри команды, борьба со стрессом, которого в спорте на порядок больше, чем в других сферах нашей жизни. Вот с этим и работают спортивные психологи.

– Насколько важно заниматься психологической подготовкой с детьми-спортсменами?

– Это принципиально важно. В первую очередь потому, что когда люди попадают в большой спорт – то есть это уже не просто увлечение, а серьезные амбиции, – они начинают себя ощущать некой машиной. Спортсмены не обращают внимания, что у них что-то ломается, они не очень привыкли себя беречь. И здесь вдвойне важно присутствие человека, который объяснит, что в машине можно смазать шестеренки и починить, а у людей так не работает. Это необходимо донести в раннем возрасте и научить бережно к себе относиться.

Мастер-класс для хоккеистов в Образовательном центре «Сириус»Фото: © Ярослав Яровой / Пресс-служба «Сириуса»

– В России принято ходить к психологам, как на Западе?

– У нас пока в обществе не очень прижилась культура обращения к психологу. А уж спортсмены тем более привыкли терпеть боль и преодолевать трудности. Но наступает момент, когда уже терпеть невозможно. В идеале, конечно, нужно до этого не доводить, а принимать превентивные меры. Обычно тревогу начинают бить, когда падают результаты, когда атлет сталкивается с таким предстартовым мандражом, что не может с ним справиться. К сожалению, в это время уже поздно предупреждать последствия, но можно залечивать раны, которые образовались.

«О том, что человек  самая большая загадка в мире, я стала догадываться достаточно рано. И мне очень хотелось хоть немного приблизиться к разгадке этой тайны. Но стать психологом решила не сразу. Сначала получила педагогическое образование, 15 лет проработала в школе и только после этого решила всерьез заняться психологией. Сейчас думаю, что это был правильный выбор. Поскольку наличие жизненного опыта, на мой взгляд, совершенно необходимое условие для достижения успеха в моей работе».

– В чем заключается работа психолога со спортсменами, тренерами, родителями?

– Психолог и тренер зачастую выступают в роли лебедя, рака и щуки. У каждого своя цель. Психолог за то, чтобы поберечь спортсмена, а тренер за то, что нельзя останавливаться и нужны более высокие результаты. И начинается тяни-толкай. Поэтому у спортивного психолога очень сложная задача: дуть с тренером в одну дуду и в то же время продвигать идеи бережного отношения к себе, которые сохранят спортсмену его психологическое и физическое здоровье. Не всегда и не со всеми удается найти этот компромисс.

Фото: © Ярослав Яровой / Пресс-служба «Сириуса»

Что касается родителей, тут отдельная история. Когда спортивный психолог начинает работать с родителями малышей, которые только определяются, в какой вид спорта пойти, ситуация простая. Родители прислушиваются, что ребенку подойдет, что будет полезнее, как лучше сделать первые шаги в спорте. Но иногда в силу вступают родительские амбиции, когда «я не смогла, но хочу, чтобы дочь стала гимнасткой», хотя ребенок по физическим параметрам никак не подходит для этого вида спорта. И это тоже сложно – преодолеть родительское честолюбие и призвать к здравому смыслу, объяснить, что есть объективные данные, то, что полезно или вредно ребенку с точки зрения его психологического склада и темперамента.

Есть родители, которые нацелены на медали любой ценой 

Когда ребенок подрастает и по каким-то причинам не дотягивает до этого уровня, он попадает под двойной пресс. С одной стороны наседает тренер, который учит и требует результатов, с другой – родители, которые еще дома постоянно вносят свою лепту. В таких случаях приходится работать с мамами и папами, которые при этом не очень хотят признавать, что дело в них. Их позиция примерно такая: вот мой ребенок, который не слушается и не хочет учиться, позанимайтесь и верните «хорошего и послушного». Понять, что дело в них самих, тоже удается не всем и не всегда.

–Как определить вид спорта, который и физически, и психологически подойдет ребенку? Какие факторы следует учитывать при выборе?

– Здесь важно не только то, что ребенку подходит, но и то, чтобы ему это нравилось. Тогда занятия будут приносить пользу. Надо выяснить у родителей, чем в принципе ребенок любит или не любит заниматься, предпочитает ли он играть один или с кем-то. От этого зависит выбор спорта – индивидуальный или командный. Плюс учитываются физические кондиции. Например, ребенок с лишним весом, а родители хотят отдать его в гимнастику, несмотря ни на что. Есть особенности характера, в том числе связанные с темпераментом, которые можно определенными видами спорта выровнять. К примеру, если ребенок демонстрирует агрессивность, ему лучше пойти в единоборства, которые учат не только выплескивать эмоции, но и несут в себе глубокую философию, такие как тхэквондо, айкидо. Также необходимо учитывать возможности родителей. Есть дорогие виды спорта и бюджетные. Важно расстояние от дома до секции, сколько уходит времени на дорогу. Казалось бы, это простые и объективные вещи, но их тоже стоит принимать во внимание, иначе может возникнуть ситуация, что ребенок уже втянулся в спорт, а приходится из-за обстоятельств бросать.

Фото: © Ярослав Яровой / Пресс-служба «Сириуса»

Еще один важный момент  личность тренера. Это принципиальный момент при выборе спорта, особенно для малышей, с которыми наставник должен играть, увлекать, чтобы ребенок погрузился в спорт и загорелся им. В этом случае очень выручают различные сайты и чаты, где можно найти объективную информацию. В любом случае, чтобы выбрать спорт, надо пробовать. Можно посетить разные занятия  сейчас многие секции проводят бесплатное первое пробное посещение. 

И помнить: наши дети все копируют с нас 

Если родители делают зарядку, вместе болеют за какую-то команду, то интерес к спорту у ребенка точно будет. Нет гарантии, что он выльется потом в серьезные занятия спортом. Но все начинается с родителей и их примера.

– Как сплотить спортивный коллектив? Нужно ли в команде уделять внимание формированию лидерства?

– Спортивный коллектив — это очень интересная среда. С одной стороны, все участники вместе двигаются к общей цели. С другой, внутри команды все равно существует соперничество, никуда от этого не деться. На начальном этапе существования команды обычно тренер выдвигает лидера, к примеру, назначает капитана, и делает это по спортивным качествам. Команда же больше принимает лидера, у которого еще и личные качества соответствуют запросам. Наставнику важно не столько выявить лидера в коллективе, сколько направить его в нужное русло. Достаточно часто лидер заболевает звездной болезнью, проходит испытание властью, и здесь могут проявиться не самые лучшие его личные качества. Для того чтобы это лидерство было разумным, тренеру стоит поработать с психологом.

<iframe "="" width="853" height="480" allow="autoplay; encrypted-media; fullscreen; picture-in-picture;" frameborder="0" allowfullscreen="">

Проявление лидера в коллективе обычно влечет за собой появление оппозиции, антилидера, что может стать поводом для серьезного конфликта. С этим тоже надо работать. 

На тренингах в «Сириусе» есть одно фирменное упражнение — на сплочение 

Сразу видно, как ребята друг друга слышат, видят, есть ли лидер, который может направить общее взаимодействие в нужную сторону. Упражнение очень простое: мы встаем в круг и перекидываем друг другу одновременно несколько теннисных мячей. Задача — чтобы мяч побывал у каждого в руках и при этом не упал. Если команда не слаженная, то мячи летают в разные стороны. У команд, у которых мячи не падают, обычно и на льду хорошее взаимопонимание, и в турнирной таблице они занимают высокие места. А выпускники  «Сириуса» всегда стремятся покорять новые высоты  с командой или без.

Автор

Мария Анучина

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх