На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Не только о футболе

863 подписчика

Свежие комментарии

  • Лена Мисько
    Принять команду, посадить её в автобус, отнять очки у Спартака, дать пару интервью про системную структуру и структур...Нулевое дерби и в...
  • Лена Мисько
    «Ахмат» продлевался с Ташуевым на фоне исторического сезона – можно легко понять мотив решения. Только почему три год...Нулевое дерби и в...
  • Лена Мисько
    • 12 июня 2023-го: «Ахмат» продлевает контракт с Ташуевым на три года; • 15 августа 2023-го: «Ахмат» расстается с Та...Нулевое дерби и в...

НОВАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА. ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА СТРАН И НАРОДОВ МИРА.

 МУЗЫКА ПОПУЛЯРНАЯ.

Популярная музыка – это музыка, легко воспринимаемая на слух, доступная по форме. Многие произведения классической музыки гораздо популярнее, чем произведения иных поп-коллективов, но если рассматривать популярную музыку как жанр, как особое течение в человеческой культуре, то фактическая популярность не будет определяющим фактором. Определяющим фактором является легкость для восприятия и в большинстве случаев – расчет на успех у массового слушателя. Расчет этот, конечно, далеко не всегда меркантилен: когда 16-летняя Консуэло Веласкез сочиняла Бесаме мучо (Bessame mucho), она, как утверждала впоследствии, совсем не надеялась на то, что эта песня станет столь известной. Но в то же время эта девушка изначально сочиняла песню в жанре популярной музыки, придумывая короткую лирическую песню с яркой, запоминающейся мелодией. Такие характеристики – идеальные составляющие популярной музыки. ИСТОКИ в основе всякой популярной музыки – народные песни и танцы. С древних времен в различных частях света музыкальное творчество постепенно разделялась на различные виды: простонародная музыка и музыка для знати, церковная, или сакральная музыка, праздничные танцы и военные марши, свадебные, земледельческие, похоронные песни и т.д.

В Западной Европе развилась форма песни, называвшаяся балладой. Чаще всего это был последовательный рассказ: история жизни какого-нибудь человека, война, описание битвы или трагической любви. Часто эти баллады соединялись с театральными преКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКИ

Европа. В Европе в 16–17 вв. большое распространение получили «баллады-листовки», т.е. напечатанные на бумаге стихи с нотами в верхней части листа. Это уже были первые шаги шоу-бизнеса, массового распространения музыки. Народная музыка распространяется как бы «сама»: кто-то слышит песню, запоминает ее и поет, затем еще кто-то слышит поющего и запоминает и т.д. Это неконтролируемый процесс. А вот тиражирование нот – это уже попытка осознанного, контролируемого распространения музыки.Современная поп-музыка принадлежит целой индустрии – множеству производственных структур, через которые проходит музыкальная идея, чтобы в итоге стать конкретным продуктом и быть проданной миллионам людей. И «баллады-листовки» были началом складывания этой сложной системы.дставлениями, были частью какого-нибудь спектакля.

Америка.  «Менестрели». Как и в Европе, в Америке также существовали бродячие цирки и труппы актеров и музыкантов, развлекавшие народ различными представлениями, состоявшими из спектаклей, сценок и песен. С конца 18 в. в Америке начинает развиваться специфический жанр сатирических представлений, которые стали называть «шоу менестрелей», хотя связи с европейской менестрельной традиции практически не наблюдалось. Специфичным было то, что в этих шоу белые артисты изображали жизнь и нравы чернокожего населения Америки (большая часть которого до 1863 находилась в рабстве), пародируя афроамериканский фольклор. Подчас эти шоу были откровенно расистскими. Артисты красили свои лица сажей. Центральным в таких представлениях был персонаж, называвшийся «куном» (coon): плутоватый афроамериканец, крайне похотливый и склонный к воровству.Интересно, что со второй половины 19 в. начали появляться группы менестрелей, состоявшие уже из настоящих афроамериканцев. Они также развлекали публику сценами из афроамериканской жизни, а некоторые, соблюдая традицию, поверх своей «черноты» дополнительно красили лица сажей. Но сатира черных менестрелей не была такой грубой и часто направлялась уже на самодовольных белых плантаторов. Из таких трупп профессиональных актеров впоследствии вышли многие замечательные блюзовые и джазовые музыканты: композитор Уильям Хенди, певица Гертруда Ма'Рейни и многие другие. Музыка, которая традиционно сопровождала менестрельные шоу, легла в основу танцевального стиля рэгтайм.

Рэгтайм был популярен на рубеже 19–20 вв., а самым известным композитором, работавшим в этом жанре, был Скотт Джоплин, сочинивший огромное количество танцевальных мелодий, в том числе знаменитый Рэг кленового листа (Maple Leaf Rag). Это была энергичная танцевальная музыка с подчеркнутым использованием синкопированного ритма. Главным инструментом рэгтайма было фортепиано.ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА 20 – НАЧАЛА 21 ВВ.Большинством направлений популярной музыки 20 и начала 21 в. мы обязаны Новому Свету. Этот бурно развивавшийся континент оказался невероятно богатым в музыкальном отношении – прежде всего за счет пестрого смешения множества народов и культур. Западноевропейская, средиземноморская, африканская, индейская культуры и даже культура юго-востока Азии соединялись и переплетались, образуя новые удивительные стили.

Блюз. Так, в конце 19 в. в сельских районах Юга США появился блюз, который вскоре стал самой популярной музыкой черного населения страны. Услышав сельский блюз (blues), музыкант и композитор Уильям Хенди, до этого работавший в афроамериканских «менестрельных» оркестрах, пришел в восторг и решил использовать этот стиль в популярных мелодиях, которые он сочинял. Так появился, например, знаменитый Сент Луис блюз (St. Louis Blues) и мн. др. композиции, стоявшие у истоков нового направления, которое получило название джаз (jazz).

Джаз. Джаз развивался в Новом Орлеане в первые десятилетия 20 в., и вскоре затмил по популярности рэгтайм. Белые американцы были абсолютно невосприимчивы к блюзу, а вот джаз они подхватили мгновенно. Это была жизнерадостная танцевальная музыка, точно соответствовавшая темпу жизни, который начал резко ускоряться после Первой мировой войны.Главным инструментом рэгтайма было фортепиано, сельского блюза – шестиструнная гитара. Джаз же предполагал наличие целого оркестра музыкантов: духовая секция, ударные, иногда банджо, скрипка и др. Нью-орлеанские оркестры Джо Оливера и Кида Ори были очень популярными коллективами эпохи раннего джаза.

В 1920-е начинают распространяться так называемые биг-бенды, т.е. большие, укрупненные оркестры. Джаз, который они исполняли, называют свингом. Собственно свинг (swing) – это музыкальный прием, особый вид синкопы (так же как и «rag» в слове «рэгтайм» означает синкопу). Синкопа – харктерная составляющая черной музыки. Классиками свинга являются Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Каунт Бейси, а также белые исполнители – Бикс Бейдербек, Бенни Гудмен и др.В 1930-е свинг становится самой популярной музыкой в мире на тот период. С ним соперничает только эстрадная лирическая песня. У каждой страны есть свои особенности эстрадного жанра, но в 20 в. явно происходит взаимопроникновение фольклорных традиций: в европейские баллады входят элементы афроамериканской музыки, джазовые эстрадные песни обогащаются даже восточноевропейскими, русскими мотивами. Ирвинг Берлин – выходец из России и один из великих джазовых композиторов, умел тонко вплести русские мелодии в джазовую ткань.

Гордость американской культуры, Джордж Гершвин создает в 1935 оперу Порги и Бесс, классику одновременно и популярной и оперной традиции. Гершвин был одним из первых, кто обратил внимание на то, насколько расплывчаты границы популярной и «серьезной» музыки. Он создавал симфонические и фортепьянные пьесы, основанные на джазовой гармонии: Рапсодия в голубом (Rhapsody in blue, 1924), сюита Американец в Париже (An American in Paris, 1928).

Россия и русская музыка в эмиграции. Говоря о развитии российской популярной музыки, нельзя обойти вниманием такую уникальную личность, как Александр Вертинский, певец и автор песен, чье творчество явилось большим вкладом в русскую культуру 20 в. Эмигрировав после Октябрьской революции, он вернулся в СССР в годы Великой Отечественной войны, добившись у советских начальников разрешения находиться на Родине в эти тяжелые для страны годы. Часто Вертинского неоправданно относят к развлекательному жанру, однако это совсем не так, ведь многие песни Вертинского настолько глубокие и трагические по своему содержанию, что их невозможно поставить в один ряд с певцами, исполняющими легкие песенки. Он оказал огромное влияние на современную российскую музыку, в частности, русский рок: Борис Гребенщиков в начале 1990-х записал альбом песен А.Вертинского, подчеркивая связь своей музыки с музыкой великого исполнителя.Среди других замечательных исполнителей городского романса: Изабелла Юрьева, Петр Лещенко и Алеша Дмитриевич, чьи имена также символизируют лучшие достижения русской популярной музыки 20 в

Эстра́да (от фр. estrade, «подмостки, помост»). Первоначально разновидность подмостков для выступлений. Сейчас этот термин также означает вид сценического искусства малых форм преимущественно популярно-развлекательного направления.1950-е годы были временем триумфа эстрадной песни в популярной музыке. Во Франции появляются такие новые «звезды» шансона, как Жак Брель и Шарль Азнавур, а в Америке «царит» Фрэнк Синатра. Эстрадная песня Америки сочетает в себе элементы свинга, европейскую и джазовую мелодику. Это мягкая и лирическая музыка. Американский вариант распространяется во многих странах мира, даже во Франции, хотя позиции шансона, эстрадной и авторской песни, основанной на народных традициях, там очень сильны. Кроме того, во французской эстраде, как и в эстраде других стран существует жанр, который можно определить как просто лирическая и мелодичная песня.

Ритм-н-блюз и рок-н-ролл. Сельский блюз американского Юга, перенесенный в черные городские кварталы, к 1940-х гг. трансформировался в то, что теперь называют ритм-н-блюз (rhythm'n'blues, или R&B). Поставленный на четкий танцевальный ритм, исполняемый группой («бэндом»), использовавшей электрические гитары, ритм-н-блюз часто довольно далеко уходил от интимного, задумчивого настроения раннего блюза и превращался в неистовую, сверхэмоциональную музыку городских вечеринок. Так, ритм-н-блюз перерастает в рок-н-ролл, который буквально «взорвал» популярную культуру второй половины 20 в.Началом эпохи рок-н-ролла (rock'n'roll) считается 1955, когда вышла пластинка Рок круглые сутки (Rock Around the Clock) Била Хейли и его группы Кометс, хотя и до этого, с начала 50-х гг. его группа успела выпустить несколько дисков, ставших впоследствии классикой рок-н-ролла. Билл Хейли был белым музыкантом, как и Элвис Пресли, и Джерри ли Льюис и Бадди Холли, культовые фигуры рок-н-ролла. Белой публике было привычнее слышать и видеть своих «белых парней», хотя мода на рок-н-ролл позволила прорваться в большой шоу-бизнес и тем черным ритм-н-блюзовым исполнителям, которые, собственно, и сформировали этот сверхпопулярный стиль: Литттл Ричарду, Чаку Берри, Бо Дидли и Фэтсу Домино.

Элвис Пресли стал первой настоящей суперзвездой рок-н-ролла, образцом для подражания для миллионов подростков. В Великобритании аналогом такого рок-героя стал Томми Стил, а во Франции – Джонни Холлидей.Англичане оказались очень восприимчивыми к американской и афроамериканской музыке: рок-н-роллу, ритм-н-блюзу и блюзу. Следствием этого явилось «британское вторжение» начала 1960-х, когда английские группы, вдохновленные Элвисом Пресли, Чаком Берри и другими американцами, буквально захватили американский и мировой поп-рынок. Во главе этого вторжения стояли Битлз (The Beatles) и Роллинг стоунз (Rolling Stones). Последние настаивали на том, что они играют именно ритм-н-блюз, а не рок-н-ролл. Во «вторжении» участвовали и такие великие группы, как Ху (The Who), Кинкс (The Kinks), Энималз (Animals) и многие другие. Скоро их музыка вышла за рамки простого рок-н-ролла, и термин сократили до одного слова «рок».Эстрадная песня в то время обогащается многими приемами рок-музыки.: примером тому является английский певец Том Джонс, привнесший в эстрадную песню афроамериканскую чувственность и энергию рок-н-ролла. Во Франции с рок-н-ролльными формами экспериментирует певец, композитор и поэт Серж Гензбур, начинавший в конце 50-х как традиционный шансонье.

Рок 1960-х. Вторая половина 60-х – время больших социальных и культурных перемен. В популярной музыке тоже необычайный расцвет. Пластинки, которые выпускали группы и исполнители в конце 60-х – несут на себе особенный отпечаток свободы, воодушевления и искренности.Однако индустрия шоу-бизнеса с готовностью включает в свой оборот всех, кто выглядит коммерчески перспективным: от старых блюзменов, на волне моды вдруг вывезенных из сельской глуши в крупные звукозаписывающие студии, до групп хард-рока. Группы «Лед Зеппелин» и «Блэк Саббат» в 1970-х гг. собирают многотысячные стадионы, их диски раскупаются миллионами, принося внушительную прибыль.Но во второй половине 1970-х наступает время, когда коммерческий потенциал любой «стадионной» группы начинает сдавать свои позиции по сравнению с исполнителями диско, даже довольно посредственными.

Диско. Этот стиль был создан на основе фанка (funk), но сильного упрощенного. На протяжении десятилетия, с конца 1960-х фанк был наиболее популярной и прогрессивной музыкой среди черного населения США. Джеймс Браун, Слай Стоун из группы «Слай энд фэмили стоун» («Sly & The Family Stone») и Джордж Клинтон со своими проектами Фанкаделик энд Парламент (Funkadelic и Parliament) были главными идеологами фанка.Хип-хоп. Реакцией на диско стал стиль хип-хоп (hip-hop), созданный ди-джеями черных нью-йоркских дискотек, которые не могли смириться с тем, как быстро деградировала популярная музыка в эпоху диско-истерии. Вскоре с хип-хопом соединилась традиция импровизированной уличной поэзии афроамериканских городских гетто (а также элементы ямайского стиля калипсо), и в середине1980-х оформилось доминирующее направление современной черной музыки, которое называют рэп (rap, речитатив) или хип-хоп. Волна хип-хопа вернула к популярности и фанк-музыку, ибо именно фанк лежит в основе этого нового афроамериканского жанра.Другой реакцией на диско стало появление альтернативных танцевальных стилей, и среди них наиболее известен эйсид-хаус (Acid House) – совмещение психоделической культуры 1960-х и танцевального ритма.

Рэгги. В середине 1970-х во многом благодаря харизме Боба Марли, в мир популярной музыки прочно вошел ямайский стиль рэгги (reggae). В 1960-х на Ямайке доминировала музыка в стиле Ска (Ska), отличавшаяся упругим раскачивающимся танцевальным ритмом. Рэгги представляет собой замедленный, размеренный вариант ска. Боб Марли исполнял много популярных песен, но значительную часть его творчества составляли также песни борьбы и протеста. Политически ориентированной была и другая известная ямайская групппа, «Блэк Ухуру» («Black Uhuru»). Но танцевальная динамика, заложенная в ямайских ритмах, широко используется в поп-музыке. Положив рэгги-ритм в основу своей музыки, большого успеха добились такие европейские поп-исполнители, как Ю-Би 40 (UB40) и «Эйс оф Бэйз» («Ace Of Base»). Среди известных черных исполнителей поп-рэгги 1990-х гг. первым следует назвать Шэгги (Shaggy). В 1992–1993 кратковременный успех имела ямайская поп-группа «Иннер Серкл» («Inner Circle»).

Поп-музыка 1980-х. Особую роль в развитии современной популярной музыки стало возникновение в начале 1980-х ряда музыкальных телеканалов, таких, как VH-1 и MTV. Последний ориентируется исключительно на молодежную аудиторию. Собственно, музыкальное телевидение – главная движущая сила современной популярной музыки. Видеоклипы настойчиво рекламируют певца или группу. Настоящим детищем музыкального телевидения стала певица Мадонна (Madonna). Весьма обязан MTV и Майкл Джексон (Michael Jackson), также как Принс (Prince) и очень многие популярные певцы и группы.

Популярная музыка 1980-х строилась главным образом на совмещении черного стиля соул и европейских баллад. Поэтому и возникло такое определение, как соул-баллады. Хотя соул (soul) возник еще в 1950-х, до 1980-х он оставался музыкой, которую слушали преимущественно афроамериканцы. Такие музыканты, как Марайя Кэри (Mariah Carey), Уитни Хьюстон (Whitney Houston), Пол Янг (Paul Young) и, конечно же Тина Тернер (Tina Turner), выступающая на R&B и соул-сцене с конца 1950-х, сделали этот стиль одним из основных в современной поп-музыке.

Поп-музыка в 90-х и начале 21 века. В 1990-х в соул-балладу был привнесен жесткий фанковый (или хип-хоповый) ритм. Его можно услышать у таких певиц, как Тони Брэкстон, Кристина Агилера или Бритни Спирс, групп «Ти-Эл-Си» («TLC»), «Дестиниз чайлд» («Destiny's Child») и мн.др.Отличительным знаком середины 1990-х стало появление массы «мальчуковых» и «девичьих» коллективов. Бойз-бенды (boys-bands) начала 1990-х из Британии: «Ист севентин» («East 17») и «Тэйк зет» («Take That») определили стандарт для сотен своих последователей, таких как, «Бэкстрит бойз» («Backstreet Boys»), «Файв» («Five»), «Уэстлайф» («Westlife») и др., а старт девичьим квинтетам, квартетам и трио дали в 1996 британские же «Спайс герлз» («Spice Girls»).

В конце 1990-х началась мода на латиноамериканскую музыку: сначала хит-парады сокрушил Рики Мартин (Ricky Martin), затем знаменитый гитарист Карлос Сантана (Carlos Santana), выпустив невероятно популярный альбом Сврхъестественный (Supernatural) и получил за него 5 наград Американской музыкальной академии «Грэмми», а затем главной фигурой стал Энрике Иглесисас (Enrique Eglesias), сын всемирно известного певца Хулио Иглесиаса.В 1990-е годы и в начале нового века очень успешно развивается и электронная музыка. Начавшись с техно (techno) и рэйва (rave), это десятилетие дало популярной музыке такие направления, как джангл (jungle), драм'н'бэйс (drum'n'bass), брэйкбит (breakbeat), гоа-транс (goa-trance), изи лисенинг (easy listening), лаундж (lounge), даунтемпо (downtempo) и мн. др.Большинство пластинок прогрессивной электронной музыки выпускается на небольших фирмах ограниченным тиражом, но есть немало электронщиков, добившихся мировой славы: «Фэтбой Слим» («Fatboy Slim», Norman Cook), «Продиджи» («Prodigy»), «Кемикал бразерс» («Chemical Brothers»), «Ди-джей Санчес» («DJ Sanches»).

Отдельно можно упомянуть исландскую певицу Бьорк (Bjork), немало сделавшую для популяризации «странной» музыки, а также главных исполнителей направления трип-хоп (trip-hop): «Massive Attack», «Portishead, Tricky», «Morcheeba», невероятно модного в середине 1990-х и по-прежнему притягательного. В начале 21 в. в популярной музыке по-прежнему преобладают направления, рожденные афро- и латиноамериканцами. Имеют место также и азиатские мотивы, как, например, в песнях певицы Шакиры (Shakira). Популярная музыка старается использовать любое яркое достижение музыкальной традиции разных народов, в поисках таких форм, которые могут заинтересовать массового слушателя.

Александр Зайцев

Итак.Уважаемые меломаны!Музыка всех времен и народов,на любой вкус для вас и здесь.

С уважением. О.С.

Картина дня

наверх