На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Не только о футболе

864 подписчика

Свежие комментарии

  • Лена Мисько
    Надеюсь Карпин не продаст матч, и судьба золота будет решаться между Динамо и Краснодаром, в честном матчеНовый тренер увид...
  • Лена Мисько
    Л7 - 3 С7 - нет СА - 1:5 СБ - 3′ , 9′ , 44′ , 46′ , 51′ Кассьерра 11′ КонатеПрогноз на матчи ...
  • Лена Мисько
    Л6 - 1 С6 - нет СА - 2:1 СБ - 33′ Щетинин 36′ Роналдо 45+2′ Р. ФернандесПрогноз на матчи ...

«Надо что-то оставить после себя»: какой была Ирина Антонова

30 ноября на 99-м году жизни умерла искусствовед Ирина Антонова, которая более полувека возглавляла Пушкинский музей. Она организовала десятки легендарных выставок вроде «Москва — Париж» и «Москва — Берлин», благодаря ей в СССР увидели «Мону Лизу» и другие шедевры мировой живописи. Какой была эпоха Антоновой — в фотогалерее РБК


Фото: пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина
Ирина Антонова родилась в Москве в семье судового электрика, а позже директора Института экспериментального стекла Александра Антонова и выпускницы Харьковской консерватории по классу фортепиано Иды Хейфиц.

Ее отец в 1906 году вступил в партию большевиков и участвовал в Октябрьской революции. «Отец был довольно суровый человек, но никогда в жизни не повысил на меня голоса», — вспоминала Антонова. У Александра Антонова в какой-то момент появилась другая семья, где родилась дочь Галина. Позже отец вернулся в первую семью, но в отношениях родителей Ирина Антонова всегда чувствовала напряженность.

О своем детстве она рассказывала: «<...> очень хорошо помню чувство одиночества. Мама работала наборщицей в типографии, ей приходилось часто работать ночами, и она вынуждена была оставлять меня одну. <...> Было ощущение ужаса и сильной тревоги <...>, что мама уходит. Ощущение глубокого одиночества было присуще мне в ранние годы моей жизни». В 1929 году Антоновы переехали жить в Германию — отца направили работать в советском посольстве. Но с приходом нацистов к власти они в 1933 году вернулись в Россию


Ирина Антонова в галерее старых мастеров, Дрезден, 1950-е (Фото: пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина)
В школе Антонова думала поступать на механико-математический факультет МГУ, но в итоге выбрала искусство и в 1940 году сдала экзамены в Институт философии, литературы и искусства (ИФЛИ). В интервью она рассказывала, что тягой к искусству обязана родителям, которые «привили ей на всю жизнь неугасающую любовь к живописи, музыке, театру и хорошей литературе». Впоследствии ИФЛИ объединили с Московским государственным университетом (МГУ), и девушка окончила в 1945 году уже искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ.

Во время Великой Отечественной войны Антонова прошла курсы медицинских сестер и работала в госпитале на Красной Пресне


Антонова (третья справа) с сотрудниками музея, 1950–1953 годы (Фото: пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина)
С конца войны ее жизнь была связана с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ). Антонова работала научным, а потом старшим научным сотрудником, а в 1961 году возглавила музей. «Если честно, долгое время я считала, что неправильно выбрала профессию. Я очень люблю видеть результат, а в музее до результата дойти трудно. В молодости я была очень спортивная и не отличалась усидчивостью. Я пришла в музей в 1945 году. Тогда сюда начали возвращаться экспонаты после эвакуации. Признаться, думала, что ненадолго. Холодно, неуютно, пусто... И тут стали приходить дрезденовские ценности: Рафаэль, Боттичели, Ватто, Веласкес. Началась такая интересная жизнь!» — вспоминала глава музея


Ирина Антонова и «Джоконда» Леонардо да Винчи в Пушкинском музее, 1974 год (Фото: пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина)
Вторую половину 1960-х годов Антонова называла золотыми годами музея. У Антоновой была репутация «железной леди», которая умела договариваться с высокопоставленными лицами и лавировать среди бюрократии. Несмотря на недовольство Министерства культуры, в стенах ГМИИ в 1966 году прошла выставка художника Александра Тышлера, которого советская власть не жаловала, а позже — Анри Матисса. Антонова рисковала потерять работу, но все-таки отдала в 1974 году залы второго этажа ГМИИ под выставку западной живописи из собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. А выставка 1981 года «Москва — Париж. 1900–1930» стала прорывом в условиях существующей идеологии. «Большая часть моей жизни прошла все-таки при очень строгом идеологическом режиме, при непрерывном указании, что можно и что нельзя <...>» — вспоминала Ирина Александровна.

В 1974 году именно настойчивость Антоновой при общении с министром культуры СССР Екатериной Фурцевой помогла организовать показ в Москве знаменитой «Джоконды». До этого творение Леонардо да Винчи за пределами Франции демонстрировалось лишь в США и Японии.

По ее инициативе с 1967 года в ГМИИ ежегодно проводятся «Випперовские чтения» — научная конференция памяти бывшего научного руководителя музея, профессора Бориса Виппера, которого Антонова считала своим учителем. А в 1981 году она с пианистом Святославом Рихтером инициировала фестиваль камерной музыки «Декабрьские вечера» (позже «Декабрьские вечера Святослава Рихтера»)


Президент России Владимир Путин (справа), премьер-министр Италии Сильвио Берлускони во время вручения первой Совместной награды президента России и премьер-министра Италии Ирине Антоновой, 2004 год (Фото: Алексей Панов / РИА Новости)
Ирина Антонова полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», кавалер ордена Почетного легиона, командор ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой». Глава ГМИИ дважды лауреат Государственной премии России — в 1995 и 2018 годах. Последнюю премию ей присвоили за то, что ее имя «вошло в историю мирового искусства как последовательного сторонника и вдохновителя диалога культур, как просветителя с энциклопедическими знаниями и безупречным художественным вкусом». «Понимаете, мы умрем, наша плоть истлеет, и все. В этом нет у меня никаких сомнений. В бессмертие души я не верю. Но есть одно существенное «но». Надо что-то оставить после себя. Это очень важно. Надо сделать какой-то вклад», — объясняла Антонова.

Она далеко не всегда соглашалась с российскими властями. Например, активно сопротивлялась реституции (возвращению) культурных ценностей, вывезенных из Германии во время и после Великой Отечественной войны. Она указывала, что Пушкинский и так вернул Германии шедевры Дрезденской галереи, а взамен не смог ничего получить: украденные нацистами на оккупированных землях СССР ценности либо были уничтожены, либо оказались в частных коллекциях


Директор Пушкинского музея Ирина Антонова и актер Джереми Айронс перед открытием выставки «Новый свет. Три столетия американского искусства», 2007 год (Фото: Антон Тушин / ТАСС)
В 2000-х годах под руководством Антоновой были проведены такие масштабные выставки, как «Встреча с Модильяни» (2007), «Тернер. 1775–1851» (2008), «Футуризм. Радикальная революция» (2008), «Пикассо в Москве» (2010), «Сальвадор Дали» (2011), «Кандинский и «Синий всадник» (2011), «Караваджо» (2011), «Воображаемый музей. К 100-летию ГМИИ» (2012), «1000 лет золота инков» (2013), и многие другие


Муж Ирины Антоновой, доктор искусствоведения Евсей Ротенберг (Фото: пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина)
Антонова вышла замуж в 1947 году за искусствоведа, автора основополагающих трудов по классическому искусству Западной Европы, заведующего сектором классического искусства Государственного института искусствознания Евсея Ротенберга. Антонова называла мужа «мой второй университет» и «счастливым шансом в жизни». Брак продлился 64 года. У них родился сын Борис. «Он похож на меня. Но случилось так, что Борис стал инвалидом с детства. Неизлечимый недуг обнаружился, когда ему было восемь лет», — рассказывала она о сыне


Президент Пушкинского музея Ирина Антонова во время лекции «История любви: Пабло Пикассо и Ольга Хохлова» в киноклубе «Эльдар», 2018 год (Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС)
Она считала, что пандемия не может повлиять на такое «фундаментальное учреждение», как музей. «Карантин стал хорошим временем, чтобы задуматься и музейщикам, и зрителям, и художникам о том, какова роль художественной культуры в жизни человека. У нас появилось свободное время, чтобы размышлять. Хотя время, конечно, никогда не бывает свободным. Но именно сейчас нужно решить, что именно каждому из нас важно: пройтись с ребенком по саду, взять в руки книгу, посмотреть что-то из киноклассики. В общем, появился большой объем времени, чтобы себя открыть. Это важное испытание для человека. Здесь много ракурсов. Это и вопросы нашего контакта с миром: идут ли они по накатанной или, может быть, пора сойти с привычной колеи. Мы все получили незапланированный кусок времени для себя. Надо воспринимать его как подарок, использовать его с максимальной пользой», — считала президент Пушкинского музея


Фото: пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина
Ирина Антонова умерла 30 ноября, ей было 98 лет. Причиной смерти в ГМИИ назвали коронавирус и сопутствующие заболевания

Автор
Дарья Минько

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх