Федерация хоккея России в очередной раз доказывает, что не умеет обращаться ни с деньгами, ни с болельщиками.
«Чемпионат для олигархов» – так называлась статья, которая вышла в «Спорт-Экспрессе» в октябре 2006 года. Тогда Москва тоже готовилась принять чемпионат мира по хоккею и только открывались продажи билетов.
По ценам, которые тогда гражданам казались невиданными – 500, 1000 или 1700 рублей на любой матч группового этапа в зависимости от сидения (15, 30 и 50 евро по тогдашнему курсу Центробанка). Тот чемпионат мира запомнился грандиозным скандалом в организации и передачей власти из рук ФХР в руки городской дирекции зрелищных мероприятий. Если вычесть матчи сборной России и некоторые матчи сборной Беларуси, то на всех остальных играх собиралась половина зала или меньше.В 2015 году ситуация становится еще интереснее. Несмотря на экономическую стагнацию, на кризис, сокращение реальных доходов населения, оргкомитет ЧМ-16 вляпывается в ту же лужу и опять устанавливает неадекватные цены на билеты. Стоит сравнить их с уже прошедшими ЧМ в других странах (кликабельно):
Неплохо, да? У нас билеты на уровне Швеции-2012. Тот самый чемпионат, когда даже шведы, которых мы представляем богатенькими Буратинами, не заполняли Глобен даже на свою сборную с мегадесантом из Детройта, а абсолютное большинство других матчей проходило с 2-3 тысячами на трибунах, в уютной обстановке, сравнимой с Молодежной хоккейной лигой. Тот самый чемпионат, когда организаторов кляли абсолютно все, кто могли.
Наиболее адекватными ориентирами из стран, которые проводили ЧМ, по уровню жизни для нас являются Чехия и Беларусь.
Эти страны и провели два рекордных по посещаемости ЧМ, эти же страны устанавливали весьма демократичные цены на билеты. Самые дорогие билеты на О2 Арене сравнимы с билетами второй категории в Юбилейном – при этом сравнивать эти две арены по удобствам не стоит. А ведь были и совершенно копеечные билеты на полуденные матчи – на Канаду-Францию и Швецию-Австрию, например, можно было сходить за 7 евро, и люди пошли (15 и 14 тысяч зрителей соответственно)Даже немцы в 2010-м сделали билеты дешевле, чем наш оргкомитет, при этом у них была разработана большая система скидок – для студентов, школьников, пенсионеров, военных, госслужащих, инвалидов. Даже на родине хоккея в 2008-м на приличное место можно было попасть за 40 долларов. Но наша федерация, как всегда, впереди планеты всей.
А ведь это не единственные вопросы к билетной программе.
1. Билет стоит 27 евро по рыночному курсу евро. При этом мы забываем, что рыночный курс совсем не равен его покупательной способности. Для словака или немца 1 евро равен 1 евро. В России даже до кризиса евро по покупательной способности равнялся не 40 рублям, а 20-25 (то есть сейчас этот показатель – 40-45). Фактически мы делаем для своих сограждан билеты почти в два раза дороже, чем для иностранцев, и реальная цена самого дешевого билета для обычного россиянина – 50 евро.
2. После введения новой формулы розыгрыша ЧМ расписание стало известно загодя, и билетные программы можно было устанавливать заранее в зависимости от класса играющих сборных, что логично с учетом неразнородности участников. В этом году все сборные стоят одинаково. Что Россия – Чехия, что Норвегия – Дания – все равно плати две тысячи. И если на Россию пришли бы при любых ценах, то кто придет на скандинавов?
3. Само проведение ЧМ в Москве, которая просто захлебывается от всевозможных мероприятий, вызывает вопросы. На чемпиона России ЦСКА ходят мало даже с весьма дешевыми билетами (200-800р), у «Динамо» ситуация несколько лучше, но и там большая часть билетов не стоит 1000р. И это на московские бренды, а не на иностранные сборные. В Петербурге для проведения чемпионата мира выбрали одну из худших арен России, просить четыре с половиной тысячи за посещение которой должно быть просто стыдно (зато можно распилить 500 миллионов на реконструкции).
Собственно, примерные цифры посещаемости можно сказать уже сейчас: 12 тысяч на всех матчах России, 7 – на всех матчах Финляндии, на всех остальных матчах группового этапа – не больше 4,5 тысяч. В отличие от идеально расположенной географически Чехии, к нам из-за визовых проблем и далеких расстояний вряд ли поедут толпы.
Федерацию душит неуемная жадность при всех руководителях: что при Стеблине, что при Третьяке, что при Ротенбергах. В погоне за наживой мы придем к пустым трибунам и тогда, по старой доброй традиции, билеты будут абсолютно бесплатно распихивать по университетам, школам и госучреждениям, не получая ни прибыли, ни любителей хоккея на трибунах. Чемпионат для галочки.
Фото: ihned.cz/Tadeáš Drahorád
Чемпионат для олигархов. Версия 2.1
После прочтения одного из самых топовых постов этого месяца, возникло желание дополнить идею автора и наглядно убедить читателей в необоснованно высоком уровне цен на домашний для нас Чемпионат Мира по хоккею, который приведет к полупустым трибунам на каждом втором матче.
Но обо всем по порядку
Основная цель любого крупного спортивного форума – это популяризация занятий физической культурой и спортом в стране. Успехи сборной безусловно играют весомую роль, но все-таки, на мой взгляд, гораздо важнее, чтобы после проведения Чемпионатов Мира и Европы, Олимпийских Игр тысячи мальчишек и девчонок сами потянулись в спортивные секции и каждый день засыпали с мечтой, что в будущем они станут «Харламовыми», «Ягудинами», «Легковыми».
Таким образом, я хочу сказать, что любое спортивное соревнование мирового или континентального масштаба, которое принимает наша страна, должно быть, прежде всего, для всего народа, а не отдельной прослойки общества, обитающей в своем маленьком мире.
Оргкомитет Чемпионат Мира по хоккею 2016, который напомню пройдет в Москве и Санкт-Петербурге, недавно опубликовалпрейскурант цен на матчи мирового первенства. Но, глядя на указанный ценник, хочется спросить, чем вообще руководствовались лица, в задачу которых входила калькуляция стоимости билетов. Как они учитывали текущую ситуацию в экономике страны, проблемы занятости населения и падение реальной заработной платы?
Сравнивать цены будущего и прошедших Чемпионатов Мира не вижу смысла. Картина хорошо представлена в ЭТОМ ранее уже озвученном материале. Я же хочу взглянуть на ту же самую проблему немного в другой плоскости. Для этого мне понадобились данные о средней реальной заработной плате в стране, проводившей мировой хоккейный форум, а также была выведена средняя же цена на билет группового этапа.
* - продублирована з/п 2015 года, так как она вряд ли повысится
** - средняя цена на матчи сборной Финляндии
Ключевым показателем, который отображает АДЕКВАТНОСТЬ цен является доля стоимости одного билета в заработной плате. Да, как видно по таблице, указанный процент из года в год постепенно растет, но эта положительная динамика НИ РАЗУ не была больше 1%. В России же билет на ЛЮБОЙ матч группового этапа, будь хоть Чехия-Россия или Франция-Венгрия, будет в среднем обходиться больше 10% заработной платы среднестатистического россиянина. А это ровно в 2,5 раза выше значения чешского первенства этого года. Так и хочется задуматься о том, для кого Россия проводит этот Чемпионат Мира??
Безусловно, на всех играх с участием нашей сборной трибуны «Арены-Легенд» будут битком, но опять же надо отдавать себе отчет о том, какая там будет публика. Я сомневаюсь, что простой, но истинный поклонник хоккея из скажем из Магнитогорска или Нижнекамска сможет позволить себе потратить больше 20000 на билеты только группового этапа, не считая проезда, проживания, питания, развлечений. Зато, уверен, персонажей, которые придут чисто ради галочки в своем календаре и паре сотен лайков в инстаграме будет предостаточно. С этим я сталкивался ежедневно на Олимпиаде в Сочи, где по счастливому стечению обстоятельств удалось поработать волонтером на лыжно-биатлонном центре. Так вот, число «фанатов» лыжных гонок, которые элементарно, например, не понимали в чем отличие «конька» и от «классики», исчислялось не сотнями, а даже тысячами. Поэтому, вряд ли настоящие до мозга костей любители хоккея смогут позволить себе более 2-3 игр с участием нашей сборной.
Но основной вопрос далеко не в нашей сборной. Я вот лично не понимаю, как собираются организаторы заполнять до отказа «Юбилейный» на игре тех же самых венгров и французов, хоть стадион и вмещает лишь скромные 6000 посадочных мест. Мне трудно представить себе человека в нашей стране, который легко выбросит 3000 рублей на матч двух «мастодонтов» мирового хоккея. Уж лучше сходить на 1/8 финала Лиги Чемпионов в том же самом Петербурге за те же самые деньги в конце зимы следующего года.
Выход из ситуации видится один, который опять же знаком мне по сочинским играм. С высокой вероятностью на игры с участием явных аутсайдеров придется вводить режим «волонтер в штатском», который заключается в ликвидации пустот на трибунах за счет волонтеров, которые не прочь «на халяву» отдохнуть и посмотреть хоккей. Но, если этот сценарий будет запущен, то о какойкоммерческой эффективности чемпионата стоит вообще вести речь. И возникает по всему выше сказанному снова вопрос. А не проще ли было сделать цены на подобные игры не 1500, 3000 руб. и выше, а скажем рублей так по 300? Да, это в 10 раз меньше, но уж лучше получить что-то и увидеть заполненные трибуны, чем наблюдать камерную обстановку под хоккей не самого высокого класса. И это я еще не принимаю во внимание дополнительную выручку от фудкорта и продажи атрибутики, которую может принести«болельщик за триста»
Но мне захотелось копнуть еще глубже и посмотреть, что происходит в других видах спорта при формировании цен на билеты. Для примера были взяты три крупнейших мировых первенства 2015 года по водным, лыжным видам спорта и легкой атлетике.
Несомненно, хоккей занимает более высокое место в рейтинге любимых видов спорта россиян, чем плавание и прыжки в воду. Но более грамотная ценовая политика, при которой можно было и за 50 рублей попасть на соревнования, обеспечила практически идеальную заполняемость трибун этим летом в Казани.
Особняком стоит мировое первенство по лыжным видам спорта в Швеции. Средний билет стоил около 400 шведских крон, что составляло лишь 1,5% от среднего уровня месячного заработка в стране. Организаторы разработали интересную систему скидок, при которой поход с семьей от 2 детей обходился всего в 120 крон с человека, что по сути незначительно превышает среднюю стоимость обычного билета. Как итог, 228 000 человек посетило Чемпионат Мира при целевом показателе 170 000 проданных билетов. Общая выручка от проведения соревнований составила 33 млн евро при расходах в размере около 29 млн евро. Как итог положительное значение прибыли. Это ли не результат грамотной ценовой политики.
Чемпионат по Легкой Атлетике в Китае частично завысил, на мой взгляд, цены, но билеты, но тут надо принимать во внимание, что наибольшее число заветных квитков было первой (самой дешевой) категории стоимостью 50 юаней, которые и приобретали в основной массе местные жители. Более дорогой ценник был направлен на зарубежного болельщика, так как все-таки легкая атлетика не является топовым видом спорта для Китая.
Подытоживая все выше сказанное, хочется обратиться к оргкомитету Чемпионата Мира и призвать его задуматься над тем, что стоит ли вообще проводить такой Чемпионат Мира, если настоящий российский хоккейный болельщик будет его смотреть по большей части по голубому экрану телевизора???
С верой в самое лучшее,
Крохин Алексей
Свежие комментарии