На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Не только о футболе

863 подписчика

Свежие комментарии

  • Лена Мисько
    Какой же абсурд. Зачем в таких простых моментах (https://t.me/fczenit/18314) выступать в роли моралистов? Единствен...Нулевое дерби и в...
  • Лена Мисько
    Принять команду, посадить её в автобус, отнять очки у Спартака, дать пару интервью про системную структуру и структур...Нулевое дерби и в...
  • Лена Мисько
    «Ахмат» продлевался с Ташуевым на фоне исторического сезона – можно легко понять мотив решения. Только почему три год...Нулевое дерби и в...

МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ: БАШНИ И СОБОРЫ. ИСТОРИЯ И АРХИТЕКТУРА КРЕМЛЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ.

план московского кремля для экскурсии с аудиогидом

карта схема Кремля в Москве

Воскресенье,7 мая,солнечно,прохладно.

Итак,мы посмотрели Грановитую палату,но не осмотрели замечательноеЯ,знаменитое и печальное Красное крыльцо

Грановитая палата, фото 2015 года

Красное крыльцо Грановитой палаты, фото 2015 года

КРАСНОЕ КРЫЛЬЦО

На южной стороне фасада располагается лестница, которая сейчас называется «Красное крыльцо». По ней проходили русские цари и императоры на коронование в Успенский собор.

Лестница состояла из 32 ступеней. Была построена из белого камня, ступени покрыты железными плитами. На лестнице были устроены три отдыха (площадки). На каждой площадке стояла каменная вызолоченная фигура льва.

По левой стороне лестницы стояли каменные перила. Лестницу покрывала медная кровля в виде шатров. На вершинах шатров были установлены орлы. Кровля верхней площадки в виде бочки.

Шатёр нижней площадки был установлен на каменную арку с резными орлами. Во время пожара 1696 года кровля лестницы сгорела и больше не восстанавливалась.

Во время царствования Фёдора Иоанновича лестница называлась Золотой. В XVII в. её также называли Большой и Красной. У входа лестница закрывалась позолоченной железной решеткой.

Красным крыльцом называлась площадка перед входом в Грановитую палату.

Широкое гульбище, располагавшееся перед парадными фасадами этих палат, называлось Красным крыльцом, на которое с Соборной площади вели три лестницы: Благовещенская — через паперть Благовещенского собора к Столовой палате, Золотая — к Золотой палате и Красная — к Грановитой. По обычаю по Благовещенской лестнице входили во дворец послы христианских стран, а по Золотой — мусульманских (из Золотой Орды, Турции, Ирана). Особенно важное значение имела Красная лестница, которая вела в главный тронный зал дворца. По ней совершались все торжественные выходы русских царей в Успенский собор на коронование, бракосочетание или торжественную службу. На Красной лестнице происходили церемонии встреч наиболее важных посольств

По древнему обычаю хозяева встречали именитых гостей на каждой площадке (крыльце) Красной лестницы: «...со перва крыльца поклон вели, со другого хлебом-солью встречали, со третьего вино-брагу подносили». В царском дворце этот обычай превратился в пышную церемонию встреч во время посольских и других важных приёмов. Перед встречей иноземных послов рундуки, ступени и перила всех крылец царского дворца устилали богатейшими золотными и персидскими коврами, а столбы верхних и средних рундуков были обиты драгоценными покровами. Всё крыльцо заполняли дворовые и служилые люди младших разрядов, в богатейших одеждах они стояли по обе стороны пути. Обыкновенно по лестнице и по крыльцу стояли подьячие и боярские дети в цветном и золотном платье, а в сенях и у дверей Приёмной палаты — жильцы в бархатных кафтанах и в золотных шапках, с протазанами и алебардами в руках. Особенно пышные встречи устраивали иноземным послам. Именитому послу и лицу царского происхождения давалось три встречи: первая, меньшая, — у лестницы на подъездном помосте или рундуке, вторая, средняя, — на крыльце против средней лестницы, третья, большая, — у самых дверей палаты. Менее значительным лицам делалось две встречи, а иным (посланникам, гонцам, купцам) только одна. Встречниками, как правило, назначались стольники с дьяками, а в более торжественных случаях — боярин или окольничий со стольником или думным дьяком. Особенно дорогих гостей встречали с ещё большими церемониями. В 1644 году во время приёма жениха царевны Ирины датского королевича Вольдемара кроме устройства обычных трёх встреч гостя приветствовал посреди Грановитой палаты царевич Алексей Михайлович в сопровождении бояр, а затем у ступеней трона королевича встретил государь Михаил Фёдорович.

С Красным крыльцом связан ряд старинных обычаев. Например, к царскому дворцу подходили пешком, оставляя лошадей или экипажи на близком либо дальнем расстоянии, смотря по чину. Только сам государь имел право подъехать к крыльцу. Высшие сановники и бояре могли сходить с лошадей на расстоянии нескольких сажен от дворца и крыльца. Иноземные послы и знатные иностранцы, подобно боярам, выходили из экипажей шагов за тридцать от крыльца. Сановники младших чинов слезали с лошадей обычно на Ивановской площади и с обнажённой головой приближались к Красному крыльцу. Боярин, подъехавший прямо к крыльцу, подвергался суровому наказанию: его могли посадить в тюрьму и даже лишить боярского чина. Люди, не принадлежавшие к дворовому или служилому сословию, приходя ко дворцу, оставались на нижних рундуках у лестниц. Все челобитчики стояли на площади перед Красным крыльцом и дожидались выхода думных дьяков, которые принимали челобитные и относили их боярам.

Нельзя было входить во дворец с оружием, даже с тем, которое являлось принадлежностью парадного костюма. Исключений не было ни для бояр, ни для государевых родственников, ни для иностранных послов. Для европейского дворянина, тем более для родовитого вельможи в ранге посла, отдать шпагу считалось бесчестием, что приводило к многочисленным стычкам с царской администрацией.

Бдительная стража днём и ночью охраняла царский дворец. Постоянные стрелецкие караулы насчитывали до 500 человек. Главный караул, числом до 300 человек, находился у Красного крыльца в подклете Грановитой палаты. В XVII веке во дворце, на стрелецком карауле Красного крыльца, каждый день велись особые записи о погоде, о происшествиях в дворцовом карауле, а также отмечались все царские выходы, посольские приёмы, чрезвычайные происшествия. Эти записи позволяют с достаточной точностью определить время разных событий царствования Алексея Михайловича: «1657 г. Генваря в 30 день в пятницу, был день до обеда холоден и ветрено. А на государеве карауле стоял голова Иван Мещеренинов с приказом». «Апреля в 22-й день, в среду, день был вёдрен и был ветр велик. Да в тот же день был за Москвою-рекою в Кадашеве пожар велик; а в ночи было тепло. А на государеве дворе стоял на карауле голова Иван Зубов со своим приказом». «Августа в 4-й день, во вторник, был день вёдрен, а в ночи было холодно и шёл дождь часа с два. И в тот день был у государя от Хмельницкого посланец Павел Тетеря с товарыщи, а был на Красном крыльце».

Последняя процессия прошла при короновании Николая II в 1896 г. В 1930 г. лестница была убрана по приказу И. В. Сталина и в 1994 г. снова восстановлена.

В XXI в. Грановитая палата является одним из представительских залов при резиденции Президента Российской Федерации.

21 июня 2012 г. Грановитую палату открыли для посещений после реставрации, предыдущая реставрация проводилась в конце 1960-х .

В ходе реставрации были воссозданы наборный паркет и ковёр, а также восстановлена обивка мебели, не реставрировавшейся с XIX в.

Параллельно с реставрацией в Грановитой палате проводились археологические раскопки, в ходе которых было обнаружено около трех тысяч предметов.


Следующий по ходу нашего движения, Благовещенский собор или Собор Благовещения Пресвятой Богородицы.

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР

В юго-западном углу Соборной площади, напротив Архангельского собора, рядом с Большим Кремлевским дворцом расположен Благовещенский собор.

Первый каменный храм Благовещения был построен при сыне Димитрия Донского, великом князе Василии, в 1397— 1416 гг. В 1405 г. его расписали знаменитые художники того времени — Феофан Грек, Прохор с Городца и Андрей Рублев.

В 1482 г. за ветхостью собор разобрали до подклета, и на его месте при Иване III в 1484—1489 гг. псковские мастера построили новый трехглавый храм из кирпича. С трех сторон его окружала открытая галерея-паперть со сходами на Соборную площадь.

В пожар 1547 г. собор сгорел и был восстановлен при Иване Грозном в 1562—1564 гг., с добавлением двух глав с западной стороны. Паперть перекрыли сводами, на углах образовавшейся галереи возвели четыре небольшие одноглавые приделы— церковки в память христианских праздников. С юго-восточной стороны собора в 1572 г. пристроили крыльцо, получившее впоследствии название Грозненского. Купола и кровли покрыли медными листами и позолотили. Новый девятиглавый собор получил название Златоверхого.

Благовещенский собор выстроен в традициях раннемосков-ского зодчества, но в его облике слились воедино черты, характерные для различных строительных школ древней Руси.

Ступенчатые своды собора покоятся на четырехгранных столбах. С паперти в центральную часть ведут три входа — северный, западный и южный. Два из них, северный и западный, в XVI в. были украшены белокаменными резными порталами, расписанными красками и золотом по типу порталов Архангельского собора. Медные двери их с искусной золотой наводкой сделаны по типу дверей Успенского собора.

Белокаменный портал с южной стороны собора восстановлен в 1950 г. по сохранившимся фрагментам портала XV в. В это же время в южной галерее собора у Грозненского крыльца открыта резная белокаменная колонна. По характеру резьбы и раскраски орнамента эту колонну относят к периоду перестройки галереи в 1560-х годах.

Своды и стены галереи богато украшены росписью, которая носит отпечаток разных времен и разных школ. Самой ранней росписью является композиция «Троица», которая относится к XVI в.

На пилястрах стен в галерее изображены условные портреты московских князей, начиная с князя Даниила Александровича и кончая Василием III, а также эллинских мудрецов и философов Аристотеля, Платона, Гомера, римского поэта Вергилия и других.

Пилястра — плоский вертикальный выступ на поверхности стены, обработанный как колонна.

Узкая каменная лестница в толще северной стены храма ведет на хоры, где обычно находилась женская половина царской семьи. Хоры соединялись специальной площадкой-переходом с великокняжескими палатами. Этот переход восстановлен заново в XIX в. при постройке Большого Кремлевского дворца и сохраняется до наших дней.

В древности Благовещенский собор непосредственно примыкал к жилым покоям великих князей и был их домовой церковью.

Нижний этаж — подклет, сохранившийся от белокаменного собора XIV в., представляет собой небольшие сводчатые помещения, сложенные из белого тесаного камня. В древности эти помещения являлись казнохранилищем.

Интересен пол собора, выполненный в XVII в. из разноцветных полированных плиток агатовидной яшмы. Красновато-коричневый тон пола хорошо гармонирует с древней росписью стен, которая представляет большую художественную ценность.

Впервые роспись была выполнена русскими художниками в 1508 г. Об этом говорят слова из летописи, написанные на южной стене собора: «В лето 7016 (1508) повеле князь великий Василий Иванович всея Руси подписывати церковь Благовещения святые Богородицы у себя на дворе; а мастер Феодосии Деонисьев сын с братиею».

На протяжении Многовековой истории фрески в соборе много раз обновлялись. В 1882 г. была сделана попытка расчистить их от поздних записей. Работу поручили художнику академику В. Д. Фартусову. Открытая им живопись отличалась высоким мастерством и яркостью колорита. Но Фартусов, мало знакомый с методами реставрации и техникой древней живописи, не распознал ее, и работа по расчистке была приостановлена. Впоследствии иконописцы-ремесленники во главе с художником Сафоновым вновь закрыли фрески грубой живописью.

Долгое время считали, что древние фрески Благовещенского собора погибли безвозвратно, но первые пробные расчистки, сделанные в 1946 г., показали, что это не так.

Полная расчистка стенописи была проведена в 1947 г. бригадой художников Центральных художественно-реставрационных мастерских и села Палеха. Последняя реставрация Живописи производилась художниками Центральной научной Реставрационной мастерской в 1961 г.

Древняя живопись по характеру композиции, трактовке образов и красочному колориту близка к фрескам Ферапонтова монастыря, которые были написаны художником Феодосием совместно с отцом Дионисием и братом Владимиром.

Таким образом, достоверность летописных данных о росписи собора 1508 г. художником Феодосием «с братиею» подтвердилась.

Фрески Благовещенского собора посвящены многочисленным темам апокалипсиса основным богословским проблемам средневековья {борьба добра и зла и т. д.). Они рассказывают о преемственности власти московских князей от князей киевских, а через них — от византийского императора.

На стенах и столбах Благовещенского собора изображены византийские императоры (император Константин и его мать Елена, император Михаил и др.) и

русские князья (Владимир Красное Солнышко, его сыновья Борис и Глеб, княгиня Ольга, Димитрий Донской).

Большую историко-художественную ценность представляет иконостас собора. Два яруса его (второй и третий), как говорят письменные источники, написаны в 1405 г. художниками Феофаном Греком, Прохором с Городца и Андреем Рублевым.

Иконостас собора скорее характерен для последнего периода творчества Феофана Грека. Его кисти приписывают иконы «Богоматерь», «Спас на престоле», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел» и др. Многие иконы в третьем ярусе иконостаса написаны Прохором с Городца и Андреем Рублевым.

Кисти Андрея Рублева принадлежат шесть икон в третьем ряду — «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Сретение», «Рождество Христово», «Крещение» и «Благовещение». Они отличаются светлым, радостным и праздничным колоритом. Две иконы — «Уверение Фомы» и «Преполовение» написаны неизвестным художником и относятся к XVI в.

В четвертом ярусе иконостаса также сохраняются интересные памятники древнерусской живописи XVI в.

В первом ряду расположены иконы разного времени, на них в 1946 г. были сделаны пробные расчистки, открывшие великолепное искусство древнерусских художников XIV— XVII вв. Здесь иконы: «Спас на престоле» (1337 г.), «Благовещение» (XVI в.) и др. Эти драгоценные произведения долгое время находились под поздними записями и считались утраченными.

Оклад иконостаса сделан в XIX в. из чеканной позолоченной бронзы, а царские врата — из чеканного серебра. Сложный орнамент и тонкость чеканки говорят о большом мастерстве художников. Многоярусные люстры-паникадила работы мастеров XVII в. дополняют убранство интерьера.

В 1404 г. рядом с Благовещенским собором на великокняжеском дворе были установлены первые в Москве часы. Об этом чрезвычайно важном событии московский летописец с восхищением записал: «...сий же часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и рас-читая часы нощные и дневныя, не бо человек ударяше, но че-ловековидно самозвонно и самодвижно, страннолепно некако сотворено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухищрено...»

В 1963 г. купола Благовещенского собора засверкали новой позолотой.

Контрфорс — выступ, примыкающий к наружной стене здания; Устраивается для усиления стены.

Капитель — верхняя часть колонны, пилястры.

Цоколь — нижняя, обычно утолщенная и несколько выступающая часть наружной стены здания, примыкающая к фундаменту.


По соседству с Благовещенским располагается Архангельский собор или Собор Михаила Архангела.

Архангельский собор московского Кремля. Вид с колокольни Ивана Великого

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

Архангельский собор замыкает ансамбль кремлевских сооружений на Боровицком холме. Северный и западный фасады его обращены на древнюю Соборную площадь, южный — на Москву-реку.

Первый деревянный Архангельский собор в Кремле возник на месте нынешнего, возможно, ещё во время княжения Михаила Хоробрита, брата Александра Невского, в 1247—1248 годах.

В 1333 году, за одно лето, Иван Калита построил новый каменный храм — по обету, в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного пошедшей в рост и не давшей зёрен рожью.

Существующий Архангельский собор построен в 1505— 1508 гг. итальянским архитектором Алевизом Новым. Постройка началась при Иване III и была закончена при его сыне, великом князе Василии Ивановиче.

После Успенского собора это был второй по величине храм в Московском Кремле. До этого здесь находился древний Архангельский собор, сооруженный еще Иваном Калитой в 1333 г. в память избавления Москвы от сильного голода. В начале XVI в. его из-за тесноты и ветхости разобрали и освободили место для постройки более обширного храма.

Итальянский зодчий создал традиционно русский, прямоугольный в плане храм, своды которого опираются на шесть квадратных столбов. Фасады собора, имеющие три членения с севера на юг и пять членений с запада на восток, завершаются закомарами, украшенными белокаменными раковинами. Они обработаны пилястрами с капителями, карнизами и белокаменным цоколем. Снаружи стены собора делятся на два яруса горизонтальным поясом, что придает ему вид двухэтажного гражданского здания. Венчают собор пять куполов. Центральный купол был позолочен, а боковые покрыты белым железом. Сейчас все купола окрашены серебристой краской.

С восточной стороны к собору в конце XVI — начале XVII в. были пристроены два придела — одноглавые церковки «святого Уара» и «Иоанна Предтечи».

Северный и западный фасады собора украшают резные белокаменные порталы в стиле итальянского Возрождения, расписанные красками и золотом.

Первоначально с трех сторон собор имел крытые галереи, которые были своеобразными трибунами для почетных гостей во время торжественных церемоний на Соборной площади. Две из них разобраны в XVIII в. Сохранилась галерея только с южной стороны, закрытая пристроенными в этом веке контрфорсами !. До 1920 г. с северной стороны собора существовал портал готического стиля, пристроенный в конце XVIII в. архитектором М. Ф. Казаковым. С западной стороны собора устроена лоджия для входа в храм и притвор, разделенный на четыре этажа. В третьем из них находятся хоры.

Во время нашествия Наполеона на Москву французы устроили в Архангельском соборе винный склад, а алтарь использовали под кухню. Все ценности собора были расхищены. После разгрома наполеоновских полчищ собор восстановили в прежнем виде.

Роспись внутри собора была выполнена вскоре после его сооружения, но имена художников до нас не сохранились. Открытые в диаконнике в 1955 г. фрагменты древней росписи светлых, нежных тонов дают право полагать, что принадлежит она кисти мастеров школы Дионисия. К 1652 г. первоначальная роспись сильно обветшала и была удалена.

После этого собор расписали заново (в 1652, 1660, 1666 гг.). Роспись собора производила большая группа художников, вызванных в Москву «для государева дела» из многих русских городов — Костромы, Ярославля, Владимира, Вологды, Новгорода, Устюга и др. Во главе этих мастеров стояли царские жалованные иконописцы Степан Рязанец, Яков Казанец, Федор Козлов, Федор Зубов, Иван Филатьев. Тщательный отбор иконописцев производил выдающийся художник того времени Симон Ушаков.

Стенопись Архангельского собора в целом выполнена в одной манере, в единой колористической гамме. Она отличается необычайной красочностью и декоративностью, что очень характерно для русского искусства второй половины XVII в.

Тематика росписи в соборе носит литературно-повествовательный характер. Здесь композиции на религиозные темы прекрасно сочетаются с бытовыми, историческими и батальными сценами, ярко отражающими патриотическую борьбу русского народа за свою национальную независимость.

С огромным мастерством написаны батальные сцены, которые в иносказательной форме прославляют подвиги русских людей. Религиозная тематика в живописи отступает на второй план.

Большой интерес представляют условные портретные изображения русских князей. В них хорошо передан покрой княжеского платья, типичного для древней Руси, и разнообразие растительного и цветочного орнамента.

На юго-западном столбе собора изображен Александр Невский — герой Ледового побоища (1242 г.), на северозападном— его сын Даниил Александрович, при котором сложилось московское княжество. На южной стене помещены изображения московских князей Ивана Калиты и Димитрия Донского.

На протяжении ряда веков стенопись 1666 г. много раз прописывали масляными красками (в 1773, 1826, 1853 гг.). Впоследствии о древней росписи забыли и считали, что она не сохранилась. В 1953 г. была создана специальная комиссия, под руководством которой советские художники приступили к реставрации древней живописи. В течение двух лет проводилось тщательное укрепление штукатурного и красочного слоев, а затем расчистка стенописи. Все работы были закончены в 1955 г.

Центральную часть собора отделяет от алтаря резной деревянный золоченый иконостас 13-метровой высоты.

Он представляет собой образец резьбы по дереву XVIII— XIX вв.

В иконостасе размещены памятники древней русской иконописи XV—XVII вв., среди которых выделяется икона «Архангел Михаил», приписываемая Андрею Рублеву или его ученикам. Большая часть икон выполнена в 1680—1681 гг. художниками-иконописцами Дорофеем Ермолаевым, Золотаревым и Михаилом Малютиным.

Собор освещается девятью позолоченными паникадилами работы XVII в., реставрированными в 1953—1955 гг.

Архангельский собор еще со времени Ивана Калиты был усыпальницей великих московских князей и царей, начиная с 1340 и кончая 1700 г. Первым здесь был похоронен Иван Калита, умерший в 1340 г. (его надгробие у южной стены собора). Исключением является захоронение императора Петра II, который умер в Москве от черной оспы в 1730 г.

Всего в соборе 54 погребения, над которыми 46 надгробий (под некоторыми из них по два погребения). Все надгробия украшены надписями славянской вязью и орнаментами, вырезанными на белом камне. Бронзовые покрытия надгробий сделаны в 1903 г.

В соборе похоронены Димитрий Донской и Иван III (гробницы у южной стены), Иван Грозный и его сыновья (гробницы за иконостасом) и другие деятели русской истории.

У правого юго-восточного столба собора (перед алтарем) помещается рака сына Ивана Грозного — царевича Димитрия, останки которого перенесены в собор из Углича царем Василием Шуйским в 1606 г. Вскоре после этого над ракой была сделана резная белокаменная позолоченная сень. В 1955 г. ее реставрировали как памятник истории и прикладного искусства начала XVII в. и вернули ей первоначальный вид.

Архангельский собор особо почитался великими князьями и царями, которые приходили сюда на поклонение своим предкам — после венчания на царство, при отправлении в поход, возвращении и т. д.

В собор делались богатые вклады, целыми деревнями приписывались крепостные крестьяне. Из архивных документов известно, что к Архангельскому собору было приписано 18 тыс. крепостных крестьян. Суд и расправа над неплательщиками оброка чинилась при соборе в так называемой «судной избе Архангельских вотчин», подвалы которой сохранились до наших дней с юго-западной стороны храма. В 1826 г. на месте этой избы была построена ныне существующая каменная палатка. Архангельский собор был крупной феодальной корпорацией.

В наше время Архангельский собор является выдающимся историко-художественным и архитектурным памятником Московского Кремля.

В 1928 г. в крипту подвальной палаты южной пристройки Архангельского собора были перенесены также погребения женщин из династии Рюриковичей и Романовых (прежде родственницы великих князей и царей покоились в снесённом соборе Вознесенского монастыря).

НЕКРОПОЛЬ АРХАНГЕЛЬСКОГО СОБОРА

В октябре 1508 года Великий князь Василий III «повелел уготовить места и перенести мощи прародителей своих Великих князей Русских» в новый Архангельский собор с указанием правил захоронения:6.

Правители Русского государства и их родственники по мужской линии

  • Иван I Данилович Калита (с 1340), Великий князь Владимирский и Московский
  • Семён Иванович Гордый (с 1353), Великий князь Московский
  • Иван Иванович Красный (с 1359), Великий князь Московский
  • Дмитрий Иванович Донской (с 1389), Великий князь Московский
  • Василий I Дмитриевич (с 1425), Великий князь Московский
  • Василий II Васильевич Темный (с 1462), Великий князь Московский
  • Иван III Васильевич (с 1505), Великий князь Московский
  • Василий III Иванович (с 1533), Великий князь Московский
  • Иван IV Васильевич Грозный (с 1584), Царь (похоронен в приделе)
  • Фёдор Иванович (с 1598), Царь
  • Михаил Фёдорович (с 1645), Царь
  • Алексей Михайлович (с 1676), Царь
  • Фёдор Алексеевич (с 1682), Царь
  • Иван V Алексеевич (с 1696), Царь
  • Пётр II Алексеевич (с 1730), Император, последний похороненный в Москве самодержец России
  • Андрей Иванович (с 1353), Удельный князь Серпуховской и Боровский
  • Владимир Андреевич Храбрый (с 1410), Удельный князь Серпуховской и Боровский
  • Иван Васильевич (с 1417), Сын Василия I
  • Иван Владимирович (с 1422), Удельный князь Серпуховской
  • Андрей Владимирович (с 1426), Удельный князь Серпуховский,Радонежский,Боровский
  • Ярослав (Афанасий) Владимирович (с 1426), Удельный князь Боровско-Ярославецкий
  • Пётр Дмитриевич (с 1428), Удельный князь Дмитровский и Угличский
  • Андрей Дмитриевич (с 1432), Удельный князь Можайский, Верейский и Белозерский
  • Юрий Дмитриевич (с 1434), Великий князь Московский, удельный князь Звенигородский и Галичский
  • Дмитрий Юрьевич Красный (с 1441) Удельный князь Бежецкий и Талицкий
  • Василий Юрьевич Косой (с 1448), Удельный князь Звенигородский
  • Юрий Васильевич (с 1473), Удельный князь Дмитровский
  • Андрей Васильевич Меньшой (с 1481), Удельный князь Вологодский
  • Василий Ярославич (с 1483), Удельный князь Боровский
  • Иван Иванович Молодой (с 1490), Сын Ивана III, великий князь Тверской
  • Андрей Васильевич Большой (с 1494), Удельный князь Угличский
  • Борис Васильевич (с 1494), Удельный князь Волоцкий и Рузский
  • Дмитрий Иванович (с 1509), Великий князь Московский, внук и соправитель Ивана III
  • Симеон (Семён) Иванович (с 1518), Удельный князь Калужский
  • Дмитрий Иванович Жилка (с 1521), Удельный князь Угличский
  • Пётр (Куйдакул) (с 1523), Казанский царевич
  • Андрей Иванович (с 1536), Удельный князь Старицкий
  • Юрий Иванович (с 1536), Удельный князь Дмитровский
  • Дмитрий Иванович (ум. 1553) Царевич
  • Юрий Васильевич (с 1563), Удельный князь Угличский и Калужский
  • Александр (Утемиш-Гирей) (с 1566), Казанский царь
  • Владимир Андреевич (с 1569) Удельный князь Старицкий,Дмитровский
  • Василий Владимирович (с 1574) Удельный князь Старицкий,Дмитровский
  • Иван Иванович (с 1581), Царевич
  • Дмитрий Иванович (с 1591), Царевич, удельный князь Угличский
  • Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (с 1610), Князь, полководец
  • Василий Иванович Шуйский (с 1612, прах перенесён в собор в 1635), Царь
  • Василий Михайлович (с 1639), Царевич
  • Иван Михайлович (с 1639), Царевич
  • Дмитрий Алексеевич (с 1649), Симеон Алексеевич (ум. 1669), Царевичи
  • Алексей Алексеевич (с 1670), Царевич
  • Илья Фёдорович(с 1681), Александр Петрович (ум. 1692), Царевичи
  • Михаил Всеволодович (ум.1246), Князь Черниговский

Женщины из семьи правящего московского дома

  • Евдокия Дмитриевна, в монашестве Евфросиния (ум. 1407), Великая княгиня, жена великого князя Дмитрия Донского (с мая 2008 года — в приделе мученика Уара)
  • Софья Витовтовна (ум. 1453),Великая княгиня, супруга великого князя Василия I
  • Мария Борисовна (ум. 1467), Великая княгиня, первая жена великого князя Ивана III
  • Мария Ярославна (ум. 1484), Великая княгиня, жена великого князя Василия II Темного
  • Софья Фоминична Палеолог (ум. 1503), Великая княгиня, вторая жена великого князя Ивана III
  • Елена Васильевна Глинская (ум. 1538), Великая княгиня, вторая жена великого князя Василия III
  • Марфа Васильевна Собакина (ум. 1571), Царица, третья жена царя Ивана Грозного
  • Ирина Федоровна Годунова (ум. 1603 г.), Царица, жена царя Фёдора Иоановича
  • Евдокия Лукьяновна (ум. 1645), Царица, вторая супруга царя Михаила Фёдоровича
  • Мария Ильинична (ум. 1669), Царица, первая супруга царя Алексея Михайловича
  • Наталья Кирилловна (ум. 1694), Царица, вторая супруга царя Алексея Михайловича
  • Екатерина Петровна (ум. 1626), Царица, вторая супруга царя Василия Шуйского
  • Агафья Семёновна (ум. 1681), Царица, первая супруга царя Фёдора Алексеевича
  • Мария Фёдоровна (ум. 1608), Царица, седьмая супруга царя Ивана IV Грозного, в инокинях Марфа
  • Мария Темрюковна (ум. 1569), Царица, вторая супруга царя Ивана IV Грозного
  • Анастасия Романовна (ум. 1560), Царица, первая супруга царя Ивана IV Грозного
  • Мария Владимировна (ум. 1625), Царица, первая супруга царя Михаила Фёдоровича
  • Анна (ум. 1693), Царевна, дочь царя Михаила Фёдоровича
  • Царевна Феодора (ум. 1667), дочь царя Алексея Михайловича
  • Царевна Мария Иоанновна (ум. 1551), дочь царя Ивана IV Грозного
  • Царевна Феодосия Фёдоровна (ум. 1594), дочь царя Фёдора Ивановича
  • царевна Анна Васильевна (ум. 1609), дочь царя Василия Шуйского
  • Царевна Пелагея Михайловна (ум. 1628), дочь царя Михаила Фёдоровича
  • Царевна Марфа Михайловна (ум. 1632), дочь царя Михаила Фёдоровича
  • Царевна Софья Михайловна (ум. 1636), дочь царя Михаила Фёдоровича
  • Царевна Евдокия Михайловна (ум. 1637), дочь царя Михаила Фёдоровича
  • Царевна Мария Ивановна (ум. 1692), дочь царя Ивана V Алексеевича
  • Царевна Феодосия Ивановна (ум. 1691), дочь царя Ивана V Алексеевича
  • Царевна Анна Алексеевна (ум. 1659), дочь царя Алексея Михайловича
  • Царевна Евдокия Алексеевна (ум. 1669), дочь царя Алексея Михайловича
  • Старица Иулиания (ум. 1579), мать царицы Анастасии Романовны
  • Царевна Параскева Михайловна (ум. 1622), вторая супруга царевича Ивана Ивановича
  • Царевна Наталья Алексеевна (ум. 1728), дочь царевича Алексея Петровича
  • Царевна Татьяна Михайловна (ум. 1707), дочь царя Михаила Фёдоровича
  • Царевна Анна Михайловна (ум. 1692), дочь царя Михаила Фёдоровича, в схиме Анфиса
  • Царевна Прасковья Ивановна (ум. 1731), дочь царя Ивана V Алексевича
  • Царевна Евдокия Ивановна (ум. 1558), дочь царя Ивана IV Грозного
  • Княгиня Анастасия Юрьевна (ум. 1422), супруга князя Юрия Дмитриевича
  • Княгиня Евфросиния Полиевктовна (ум. 1466), супруга князя Петра Дмитриевича
  • Княгиня Елена Стефановна (ум. 1505), супруга сына великого князя Ивана III, кн. Ивана Младого
  • Княгиня Елена Романовна (ум. 1483), супруга князя Андрея Васильевича Большого



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх