На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Не только о футболе

864 подписчика

Свежие комментарии

  • Игорь С
    Все по 1000 Л1-1, С1-нет, СА-3:2, СВ-Тюкавин Л2-1, С2-нет, СА-2:1, СВ-Глушенков Л3-2, С3-да, СА-2:2, СВ-Гуарирапа Л4-...Прогноз на матчи ...
  • Максим Комаров
    Один из самых деревянных футболистов, виденных мною в жизни - Мартин Шкртел. И какая карьера? Это я к чему. Нуралы Ал...Новый тренер увид...
  • Максим Комаров
    Лубянка, по хорошему, показывает характер. Как бы я не болел за Балтику (и раньше за Сочи), но был восхищен их характ...Новый тренер увид...

Как смотреть фигурное катание, если я в нем ничего не понимаю

Алексей Авдохин поможет разобраться.

Сегодня фигуристы начнут борьбу за медали чемпионата мира. Лучшее время, чтобы научиться отличать аксель от тулупа.

Разве это спорт?

Начнем с самого важного вопроса, без ответа на который следить за фигурным катанием бессмысленно.

Если на первом месте для вас тонкая пластика тела, воплощение музыки на льду, дизайнерские костюмы, хореография, красота и гармония – просто наслаждайтесь.

Находите фигуристов, которые точнее отражают ваше понимание прекрасного и смотрите – с трибун (это, конечно, более аутентично) или по телевизору. Вы счастливый зритель!

Если для вас важнее противостояние характеров и мышц, преодоление, арифметика программ и элементов, нервы, стресс и битва за медали, вам тоже сюда. В фигурном катании порой этого не меньше, чем в футболе или биатлоне.

Ну и, пожалуй, пара азбучных вещей для тех, кто совсем не в теме.

Фигурное катание – не «Ледниковый период», и не «Звезды на льду». Здесь не ставят оценки за любовь, не спасают смс-голосованием и не оперируют понятиями молодец/большой молодец.

Это соревнование с четкой и прописанной в деталях структурой, требованиями, правилами и запретами. Каждая дисциплина (их четыре – мужчины, женщины, спортивные пары и танцевальные дуэты) состоит из двух программ – короткой и произвольной.

Фигуристов оценивают 9 арбитров, над ними есть главный судья, технический контролер и два технических специалиста. Их общая задача – оценить каждую программу в баллах.

Ну и самое очевидное – побеждает набравший наибольшую сумму за две программы.

Ну а теперь к нюансам.

Как отличить один прыжок от другого? Их так много!

Не заморачивайтесь – это не пригодится.

Да, прыжки (существует их 6 разновидностей) визитная карточка фигурного катания, но распознать их без специальной подготовки почти нереально. Визуально выделяется только самый сложный – аксель, единственный из прыжков, который фигуристы выполняют, катясь вперед. Заход на остальные происходит в движении назад.

Формально эти прыжки делятся на две группы: реберные (аксель, риттбергер, сальхов) и зубцовые (лутц, тулуп, флип). Названия говорят за себя – в первом случае отталкивание от льда происходит с ребра конька, во втором – при помощи зубцов в передней части конька. А уже внутри групп они отличаются заходами – с левой или правой ноги, с внешнего или внутреннего ребра конька.

Аксель: как он прыгается

Каждый прыжок имеет свою базовую стоимость. Самый дорогой после акселя – лутц (за тройной дают 6 баллов, за четверной 13,6), меньше всего весит тулуп (4,3 и 10,3). Как видите, разница увеличивается с количеством оборотов – 1,7 балла за тройные, 3,3 балла за четверные.

Еще есть каскады – серия из двух или трех прыжков, выполняемых один за другим сразу после приземления. Их базовая стоимость складывается из баллов за каждый прыжок, входящий в каскад.

Все, что нужно для понимания на первое время: в короткой программе всего три прыжковых элемента (каскад прыжков – о нем ниже – считается за один элемент) и нельзя делать одинаковые прыжки. В произвольной элементов 8 (у женщин 7) и можно повторяться – но не чаще двух раз и не больше двух одинаковых прыжков, причем второй непременно должен исполняться в каскаде.

Об этом за нас позаботились тренеры и постановщики программ – каждый прыжок на своем месте, а если вдруг что-то пошло не по сценарию, фигурист должен в уме просчитывать все возможные варианты.

Медведева vs Загитова: кто действительно сильнее?

Тогда что важно знать о прыжках?

Главная характеристика прыжка – количество оборотов. Их как раз легко считать даже интуитивно – тройной смотрится иначе, чем четверной, а двойной визуально отличается от тройного.

Если разница в базовой оценке двух разных четверных прыжков не так существенна (хотя порой от нее зависит многое), то разрыв между четверным и тройным прыжками одного типа достигает 7,6 балла (как в случае с лутцем), а между двойным и тройным – 5,2.

Чем больше в программе сложных прыжков, тем выше потенциальная оценка. В современном мужском катании все топ-фигуристы владеют несколькими четверными прыжками. В женском нормой для звезд стало умение прыгать все тройные прыжки кроме акселя.

Но это еще не все. Если базовая стоимость прыжков неизменна, то для чего тогда за бортиком 9 судей? Вот и первый тонкий момент в судействе фигурного катания.

Арбитры оценивают уровень исполнения каждого элемента (это называется «Grade of Execution» или GOE) оценкой в диапазоне от -3 до +3 баллов. После отсечения одной высшей и низшей оценки вычисляется средний GOE, умножается на коэффициент элемента и плюсуется (или отнимается, если он отрицательный) от базовой стоимости прыжка.

Здесь все просто – понравилось/не понравилось судье качество исполнения. Учитывается многое – заход на прыжок, отталкивание, пролет, амплитуда, группировка, синхронность (для пар), приземление, выезд.

И последнее, что нужно знать о прыжках. За исполнение во второй половине программы (короткая у мужчин длится 2 минуты 50 секунд, произвольная – 4,5 минуты) его базовая стоимость автоматически увеличивается на 10 процентов.

А падения? Фигурист не упал, но почему-то проиграл

Частый случай – фигурист упал несколько раз, но оказался выше откатавшего чисто. Здесь все по правилам.

На самом деле одно или два падения не так критичны – за них фигуриста наказывают одним баллом штрафа и максимальным снижением GOE. Но базовая стоимость прыжка от падения не меняется. Часто лучше не падать – за третье и четвертое падение в программе снимают уже два балла, за каждое следующее – три.

Немного занимательной арифметики.

Представьте, что фигурист упал на четверном лутце с базовой стоимостью 13,6 балла. Ему снизят GOE с максимальным коэффициентом минус 4 GOE и еще балл отнимут за факт падения. Итог – 8,6 (13,6-5) балла.

А вот другой фигурист, идеально (очень редкий случай) исполнивший тройной лутц стоимостью 6 баллов. Он с учетом максимального GOE за тройной прыжок получит меньше – 8,1 (6+2,1) баллов.

На первый взгляд нелогично, но так Международная федерация стимулирует фигуристов на сложные прыжки.

Но оцениваются же не только прыжки?

Конечно. В короткой программе одиночников 7 обязательных элементов, в произвольной – 13 (у девушек 12). Кроме прыжков это три вращения, дорожка шагов и хореографическая дорожка в произвольной программе.

Здесь система еще путанее. Технический специалист (это второй по значимости судья в бригаде) присваивает каждому непрыжковому элементу уровень – с 1-го по 4-го. От этого будет зависеть его стоимость. Остальные судьи выполняют прежнюю работу – оценивают уровень исполнения GOE.

Для сравнения – вращение максимального четвертого уровня весит около 3 баллов – как двойной аксель или каскад из двух других двойных прыжков. Крутая дорожка шагов стоит немного больше – примерно 4 балла.

Это те самые цифры, которые появляются во время телетрансляции в углу экрана. Все технические элементы суммируются в одну – это итоговая оценка за элементы. Но не спешите выдыхать!

А артистизм – от него что-то зависит?

О, и еще как!

В древней 6-балльной системе судейства, о которой уже мало кто помнит (ее забраковали полтора десятка лет назад, поэтому больше о ней ни слова), итоговая оценка складывалась из двух половинок – за технику и за артистизм.

Все так и осталось, только вместо артистизма в ходу другой термин – общее впечатление. Оно возникает у судей из пяти компонентов – владение коньком, связующие элементы, красота исполнения, построение программы и передача музыки и образа. Каждый из них оценивается по 10-балльной шкале, выводятся средние значения и суммируются.

Понятия, как вы догадались, довольно абстрактные, которые не измерить линейкой или секундомером. Разумеется, судьи оперируют какими-то инструментами, но без вкусовых оттенков и банальных нравится/не нравится не обойтись.

Здесь часто спрятан и еще один ответ на вопрос, почему падавший фигурист набрал больше выступившего без падений. У топ-фигуристов вторая оценка всегда выше, благодаря этому у них есть фора в пару ошибок перед спортсменами без бэкграунда.

И еще деталь об оценке за общее впечатление – в произвольной программе у нее двойной коэффициент по сравнению с короткой.

Русские фигуристки лучше всех. И это надолго

И в парах все то же самое?

Принципы те же, но есть и отличия.

Во-первых, новые элементы: выброс (девушка выполняет прыжок с помощью мужчины), подкрутка(мужчина выбрасывает женщину вверх, ловит и ставит на лед), поддержки (мужчина поднимает руками девушку выше плеч) и тодес (мужчина держит девушку за руку, вращаясь вокруг собственной оси).

Во-вторых, прыжковые программы здесь существенно легче. Пары не прыгают сложных тройных, ограничиваясь тулупом и сальховым – как правило из-за партнеров. В силу специфики – им нужно удерживать партнершу на вытянутых руках, они обладают приличной мышечной массой, но теряют в легкости и прыгучести.

В-третьих, отдельно ценится синхронность – крутая пара отличается идеальной точностью в движениях.

Есть же еще танцы. Почему там совсем не прыгают?

Танцы – отдельный мир фигурного катания. Здесь действительно нет прыжков, а главный навык – владение коньком. Танцевальный дуэт вы всегда отличите от спортивной пары – здесь место как высоким и статным партнершам, так и субтильным партнерам.

Дуэты исполняют два танца – короткий и произвольный. Для первого перед каждым сезоном международная федерация выбирает музыку и секцию стандартного танца. В произвольном у танцоров абсолютная свобода выбора – музыки, танца, ритма.

Тут свои обязательные элементы (тоже четырех уровней) – вращения, дорожки шагов, твизлы и поддержки, главное отличие которых от парных в том, что поднимать партнершу выше уровня плеч не обязательно.

Еще одно отличие танцев – разные коэффициенты компонентов в оценке за общее впечатление. Например, интерпретация музыки оценивается с коэффициентом 1 и в коротком, и в произвольном танце, а баллы за связующие элементы в коротком танце умножаются на 0,7, а в произвольном на 1,75.

Но не забивайте голову. Большие ошибки вы заметите сами – падение, потерю равновесия. Все остальное судьи сделают за вас.

P.S. Этот текст впервые был опубликован на Sports.ru в феврале 2018 года

Фото: РИА Новости/Александр Вильф; Global Look Press/Pravda Komsomolskaya/Russian Look, Andrew Chin/ZUMAPRESS.com; REUTERS/Brian Snyder

Как смотреть фигурное катание? Гид для тех, кого вдохновили Загитова и Медведева

В Милане начинается чемпионат мира по фигурному катанию. Team Russia объясняет, как смотреть соревнования и всё понимать.

Что нужно знать о фигурном катании, если я не смотрел его раньше?

Фигурное катание первым из всех зимних видов спорта попало в олимпийскую программу. Это случилось в 1908 году, правда, на летних Олимпийских играх. Первый чемпионат мира прошёл ещё раньше — в 1896 году в Санкт-Петербурге. В соревнованиях участвовали только мужчины-одиночники, девушки смогли стартовать через 10 лет.

Сейчас крупные международные соревнования невозможно представить без четырёх дисциплин. Это мужчины, женщины, спортивные и танцевальные пары. Каждая дисциплина состоит из двух программ — короткой и произвольной.

Спортсмены должны продемонстрировать владение основными элементами — шагами, спиралями, вращениями и прыжками. Это база, которая актуальна для всех. В соревнованиях спортивных и танцевальных пар есть специфические элементы. Например, подкрутки и выбросы или твизлы. Все передвижения происходят под музыку.

Качество исполнения оценивают девять арбитров. Их контролируют технические специалисты и главный судья. Оценки выставляются в баллах. Побеждает тот, кому удалось набрать большую сумму за две программы.

Действующие рекордсмены:

Мужчины — Юдзуру Ханю (Япония) — 330,43 балла

Женщины — Евгения Медведева (Россия) — 241,31 балла

Спортивные пары — Татьяна Волосожар и Максим Траньков (Россия) — 237,71 балла

Танцы на льду — Тесса Виртью и Скотт Моир (Канада) — 206,07 балла

В чём здесь спорт?

Фигуристы любят повторять, что их спорт — наполовину искусство. Это правда. Но есть вторая половина. И здесь — всё то, что так ценят спортивные болельщики: преодоление, нагрузки на грани физических возможностей, сложные акробатические элементы, нервы и, конечно, битва за медали.

Так, чтобы отработать четырёхминутную программу, спортсмену требуется серьёзная физическая подготовка. Почти каждый сложный элемент вызывает серьёзные перегрузки. Во время исполнения тройного прыжка на фигуриста давят целых 5 g. Сравнимые силы действуют на пилотов «Формулы-1». Перед прыжком нужно разогнаться до семи метров в секунду. Это почти 25 км/час — средняя скорость велосипедиста.

Фигурное катание — спорт для очень сильных. Убедитесь сами!
Физика спорта

Травмы у фигуристов тоже самые настоящие

Елена Бережная едва не погибла в 1996 году. На одной из тренировок, выполняя сложное вращение, её партнёр Олег Шляхов попал коньком ей по голове. Была пробита височная кость, осколки повредили оболочку мозга. Елена перенесла две нейрохирургические операции, после которых заново училась не только ходить, но и говорить, и читать.

Татьяна Тотьмянина рухнула с высоты двух метров во время исполнения поддержки и на несколько минут потеряла сознание. В больнице выяснилось, что у спортсменки сотрясение мозга. А Алексей Ягудин несколько лет катался на обезболивающих — из-за специфических нагрузок бедренная кость впилась в сустав и разрушилась. Врачам пришлось устанавливать металлический имплант.

Главное — это прыжки?

Можно и так сказать. Это самые ценные элементы любой программы. Чем больше в ней сложных многооборотных прыжков, тем выше её базовая стоимость. В современном мужском катании топ-фигуристы должны легко исполнять несколько четверных прыжков, девушкам нужно выучить все тройные, на дальнейшее усложнение пока решилась только совсем юная россиянка Александра Трусова. Но она, по правилам ISU, во взрослых разборках не участвует как минимум до 15 лет.
Как смотреть фигурное катание? Гид для тех, кого вдохновили Загитова и Медведева. Изображение номер 1
Число оборотов легко подсчитать даже новичку. Определить, какой именно прыжок исполняет фигурист, почти всегда помогают комментаторы. Формально все прыжки делятся на две группы: рёберные (аксель, риттбергер, сальхов) и зубцовые (лутц, тулуп, флип). В первом случае спортсмен отталкивается ото льда с ребра конька, во втором — при помощи зубца.

Самый сложный (и дорогой) прыжок у девушек — тройной аксель. Он исполняется с движения вперёд, и потому в нём всегда не целое число оборотов, а немного больше. Проще говоря, когда судья видит в протоколе аксель в три оборота, на льду фигуристка накручивает все три с половиной. За него можно получить сразу 8,5 балла. На два с половиной балла меньше стоит тройной лутц. У мужчин самый дорогой как раз лутц, но четверной — 13,6 балла. Перед толчком спортсмен скользит назад-наружу по пологой дуге, затем приседает на опорной ноге, а свободной упирается зубцами в лёд и выполняет прыжок. Раскручивается фигурист за счёт замаха туловищем и руками и вращается против часовой стрелки.

Прыжки часто собирают в каскады. За них можно получить ещё больше — их базовая стоимость складывается из баллов за каждый отдельный прыжок, входящий в каскад. На этом чемпионате мира одну из самых зрелищных комбинаций, тройной лутц — тройной риттбергер, исполнит Алина Загитова.

Как смотреть фигурное катание? Гид для тех, кого вдохновили Загитова и Медведева. Изображение номер 2

Как смотреть фигурное катание? Гид для тех, кого вдохновили Загитова и Медведева. Изображение номер 3

Как смотреть фигурное катание? Гид для тех, кого вдохновили Загитова и Медведева. Изображение номер 4

В женском одиночном катании нет каскада сложнее этого. Сейчас во всём мире его исполняет только одна спортсменка — Алина Загитова. Первой его решилась сделать тоже россиянка — Ирина Слуцкая. Он помог ей победить в финале Гран-при ещё в 1999 году.

Про лутц вы уже всё знаете. Риттбергер — один из трёх рёберных прыжков. Он не такой сложный, как лутц, потому часто становится вторым и третьим в каскадах. Правда, большинство современных фигуристов предпочитают с ним не связываться и выбирают совсем простой тулуп. С ним легко справиться, потому что у любого прыжка выезд — на внешнем ребре назад, а это исходное положение для тулупа. Каскады с риттбергером интереснее — исходное положение ещё неразгруппированное, значит неустойчивое, и прыжок делается с одной ноги.

Ещё один важный момент. За исполнение прыжков во второй половине программы можно получить солидную надбавку — 10 процентов базовой стоимости элемента.

Снимают баллы за падения. Если спортсмен падает один раз или два — минус балл и максимально низкий уровень. При этом базовая стоимость прыжка остаётся неизменной. За третье и четвёртое падение снимают два балла, за каждое следующее — три.

На что, кроме прыжков, смотрят судьи?

В короткой программе одиночников семь обязательных элементов, только три из них — прыжковые, при этом одинаковые прыжки делать нельзя, а каскад считается за один элемент. В произвольной — 13 обязательных элементов у парней (прыжков — 8) и 12 у девушек (прыжков — 7).

Кроме прыжков, нужно сделать три вращения, дорожку шагов и хореографическую дорожку. Все элементы различаются по уровням сложности — от первого до четвёртого. Уровни присваивает технический специалист. Так, например, идеально исполненная дорожка шагов четвёртого уровня стоит шесть баллов. Столько же дают за тройной лутц, правда, без учёта надбавок.

Комментаторы постоянно говорят про компоненты — что это такое?

Ещё один очень важный пункт в судейском протоколе. Он включает пять основных критериев: владение коньком, связующие элементы, артистизм, композицию программы и передачу музыки.

Это максимально субъективная часть оценки. И она почти всегда выше у топ-фигуристов. Простой пример: на чемпионате Европы в Москве Евгения Медведева получила от судей почти на три балла больше, чем Алина Загитова. Алине, как и любому другому новичку, эту оценку придерживали — на старте сезона после короткой программы получалось набрать чуть больше 31,42 балла. В Пхёнчхане, куда Загитова приехала в статусе чемпионки Европы, баллы существенно подросли — 37,62.

Как смотреть фигурное катание? Гид для тех, кого вдохновили Загитова и Медведева. Изображение номер 5

Пары делают всё то же самое?

Не совсем. В парном катании не бывает слишком сложных прыжков — максимум тройной тулуп или сальхов. Каскады обычно тоже не отличаются сложностью. Но бывают и исключения. Например, два тройных и двойной тулупы в исполнении Ксении Столбовой и Фёдора Климова, когда они в форме.

Сегодня парники делают основной акцент на выбросы (партнёр отправляет партнёршу на прыжок) и подкрутки (партнёр подбрасывает партнёршу в воздух, ловит её и ставит на лёд). В большой цене четверные элементы. Россияне Евгения Тарасова и Владимир Морозов исполняют четверную подкрутку. Канадцы Меган Дюамель и Эрик Рэдфорд чуть ли не первыми начали стабильно делать четверной выброс. Всё это очень травмоопасно. В погоне за сложностью китайская фигуристка Суй Вэньцзин так упала во время одной из тренировок, что ослепла на один глаз.

Ещё у пар есть поддержки, причём, как правило, очень высокие, в отличие от тех же танцев. И тодес, во время которого партнёр держит партнёршу за руку, вращаясь вокруг собственной оси.

Выполняя элементы, спортсмены не должны забывать, что они в паре, а значит, судьи обязательно обратят внимание на синхронность, точность в движениях и взаимодействие.

В танцах никто не прыгает. За что им ставят оценки?

У танцоров набор технических элементов гораздо скромнее, чем у спортивных пар. Прыжки и выбросы запрещены. В базовый регламент программ входят дорожки шагов, вращения, твизлы (синхронные вращения партнёров на одной ноге со сменой ног, а также рёбер конька. — Team Russia) и поддержки.

Каждый элемент имеет четыре уровня сложности: чем выше уровень, тем больше стоит элемент. Но конечно, оценка зависит и от качества исполнения — арбитры могут добавить до трёх баллов к базовой стоимости элемента, если он исполнен идеально, или столько же отнять — в случае ошибок. Найти их неподготовленному зрителю трудно. Потому для начала можно сосредоточиться на твизлах. Это самая сложная (и дорогая) часть программы, особенно если твизлы используются в дорожках шагов. Дорожка с двойным твизлом потянет на четвёртый уровень и принесёт 10-11 баллов. Это много — за третий уровень, например, можно заработать не больше шести баллов.

Чтобы увидеть безупречное исполнение твизлов, достаточно посмотреть на вице-чемпионов Олимпийских игр в Пхёнчхане Габриэлу Пападакис и Гийома Сизерона из Франции.

Скольжение, или владение коньком, ещё один очень важный элемент в танцах и отдельной строчкой оценивается в компонентах — Skating Skills. Лидеры обычно получают за него 8,5—9,3 балла из 10. Когда скольжение лёгкое, мягкое, плавное и в то же время скоростное и уверенное, это высший класс. У зрителя должно сложиться впечатление, будто фигуристы не прикладывают никаких усилий, чтобы перемещаться по льду.

Российские участники чемпионата мира — 2018

Женщины: Алина Загитова, Мария Сотскова, Станислава Константинова.

Мужчины: Михаил Коляда, Дмитрий Алиев.

Пары: Евгения Тарасова и Владимир Морозов, Наталья Забияко и Александр Энберт, Кристина Астахова и Алексей Рогонов.

Танцы на льду: Александра Степанова и Иван Букин, Тиффани Загорски и Джонатан Гурейро.

Когда и где смотреть чемпионат мира — 2018

21 марта, среда

17:00, «Первый канал» — Женщины. Короткая программа (сильнейшие разминки)
21:55, «Матч ТВ» — Пары. Короткая программа (сильнейшие разминки)

22 марта, четверг

12:00, «Матч ТВ» — Мужчины. Короткая программа
21:55, «Матч ТВ» — Пары. Произвольная программа (сильнейшие разминки)

23 марта, пятница

13:00, «Матч ТВ» — Танцы на льду. Короткий танец
23:15, «Первый канал» — Женщины. Произвольная программа (сильнейшие разминки)

24 марта, суббота

14:15, «Первый канал» — Мужчины. Произвольная программа
17:20, «Матч! Арена» — Танцы на льду. Произвольный танец

25 марта, воскресенье

15:30, «Матч! Арена» — Показательные выступления

Автор: Марина Крылова

https://teamrussia.pro/olimpijskij-zhurnal/kak-vse-ustroeno/...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх