Вчера ночью на 84-ом году жизни скончалась Кира Муратова. Среди наиболее заметных ее работ — «Долгие проводы» (1971), «Перемена участи» (1987) и «Астенический синдром» (1989), ленты, привлекшие к себе значительное внимание критики и общества. «Астенический синдром» был удостоен Специального приза жюри «Серебряный медведь» 40-го Берлинского кинофестиваля и кинопремии «Ника» за лучший игровой фильм. За последний свой фильм «Вечное возвращение» Муратова получила кинопремию «Ника» в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии» (2013). После его выхода режиссер заявила о том, что уходит из кинематографа.
Муратова известна тем, что у нее наравне с популярными актерами могли сниматься обычные люди, а также тем, что она становилась в некоторой степени крестной матерью для многих актеров. Например, именно она первой решила снять лидера комик-труппы «Маски-шоу» Георгия Делиева в новом для него драматическом амплуа. А для Ренаты Литвиновой она вообще придумала образ, который теперь актриса использует постоянно – манерной и часто неуверенной в себе женщины с характерными голосовыми интонациями. В фильмах Муратовой снимались Владимир Высоцкий, Богдан Ступка, Олег Табаков, Зинаида Шарко, Нина Русланова, Алла Демидова и Наталья Бузько.
Одно из последних интервью, которое дала режиссер Кира Муратова, записал шеф-редактор информационной службы Радио «Вести» Сакен Аймурзаев летом 2015 года.
«Вести» предлагают выдержки из этого интервью – об искусстве, людях и войне.
О войне
«Я пацифист, и любая война, убийство человека человеком не в аффекте, а преднамеренно - это табу и людоедство. Но большая часть человечества находит в этом героизм и много других красивых вещей. Так водится у нас испокон веков, так и будет вечно. Защититься от мерзости невозможно, она залезает во все щели».
О Табакове
«Табаков мог сказать все, что ему прикажут и все, что от него будут ждать, если театру будет хорошо. Потому что театр для него - все! Наверное, поэтому он прислал мне после своего заявления об украинцах большую поздравительную телеграмму с днем рождения. Ведь раньше он меня никогда не поздравлял».
О готовности убить
«Ради кино я готова практически на все, кроме убийства. Разве что начальника какого-нибудь убить. По крайней мере, мне так казалось – вот у меня сейчас рука за спиной, а если бы у меня в этот момент в руке был пистолет, я бы сейчас стрельнула».
О власти денег
«Самый лучший для меня период был - это Перестройка и некоторое время после нее – деньги на кино давали и ничего не запрещали. Тогда были сняты «Перемена участи» (1987) и «Астенический синдром» (1989). Если до этого мне говорили: - Вы искажаете реальность, то в этот период мне начали говорить: - Гениально! Давайте свой сценарий, даже если дадите белый лист – снимайте! А на актрису, которую я хотела снимать, говорили: - Уродина! А потом говорили: - Красавица! Пока не наступила безоговорочная власть денег. Пришел капитализм и начался натуральный ход вещей – порвалась связь времен».
Об искусстве
«Искусство - это утеха, отрада и опиум. Оно лакирует. Даже самое ужасное и мрачное искусство не может быть таким, как жизнь и реальность, которые оно отражает. Искусство все равно приукрашивает и гармонизирует реальность. Настоящее произведение искусства, даже самое мрачное, приносит удовольствие».
О поэзии Шевченко
«Украинским языком я владею настолько, чтобы понимать, но разговаривать не решусь. Но я люблю Шевченко, потому что это замечательно и красиво – мне нравится его украинский язык. Я считаю, что его поэзия непереводима».
Об Одессе и юморе
«Я не коренная одесситка, поскольку приехала жить сюда после ВГИКа. Одесситы обожают Одессу, а я - нет. Меня многое раздражает. Например, самовлюбленность и самоуверенность в том, что все лучшее из Одессы. Чего же вы тогда уезжаете отсюда? Одесситы не видят своей грязи и недостатков города и архитектуры, считая, что это красиво. Как будто у них глаза закрыты или в тумане. Одесский юмор считаю дежурным и повторяемым. В общем, к Одессе я отношусь критично».
Об одиночестве
«Я – человек, склонный к аутизму и очень необщительна. Но моя профессия предполагает много общения. Поэтому раньше, когда работала, мне не хватало одиночества».
Полная версия интервью с Кирой Муратовой и ее мужем Евгением Голубенко для Радио Вести:
Свежие комментарии