
Как генеральный директор Сьюзан Уилан построила крутой бизнес и уделала английских грандов.
«Адище! Я твитить не могу! ****** [долбанный] ад! Насрали на «Ман Юнайтед», – так в твиттере бесновался Гари Линекер, когда «Лестер» внезапно пожрал манукунианцев в 2014-м со счетом 5:3.
Спустя два года тот разнос уже не кажется экстраординарным, а наоборот, выглядит вполне логичной завязкой происходящего сегодня с обеими командами.
«Возможное чемпионство «Лестера» станет самым невероятным триумфом в истории командных видов спорта. «Лисы» находятся на грани спортивного бессмертия», – бросается уже более вменяемыми лозунгами Линекер. Но если для «МЮ» тогда действительно был первый скачок в сторону теперешней фрустрации, то для «лис» та победа была далеко не первым шагом наверх.В 2010-м году клуб выкупил Вишай Шривадданапрабха, тайский миллиардер и владелец King Power International Group – крупнейшего туристического ритейлера Таиланда, который состоит из сети duty-free магазинов в аэропортах Таиланда и торгового центра на 12 тысяч квадратов в даунтауне Бангкока. Компания стала монополистом duty-free в нескольких бангкокских аэропортах. Состояние господина Шривадданапрабха оценивается в 3,2 миллиарда долларов, он входит в десятку самых богатых людей Таиланда. Короче, он настолько богат, что может позволить себе буквально улетать с поля после матчей «Лестера».
В тот момент «Лестер» пять сезонов боролся за выживание в Чемпионшипе, пережил ссылку в английскую Лигу 1, но после прихода тайца сначала закрепился в английской ФНЛ, затем вернулся в Премьер-лигу, а теперь иронично лишает «Арсенал» и «Тоттенхэм» лучшего шанса на чемпионство за последние 10 лет.
Так что триумф над «МЮ» был лишь маленьким шажком в середине большого пути. За руку на этом пути «лис» ведет Сьюзан Уилан, которая сначала стала представителем Вишая Шривадданапрабха в переговорах о выкупе «Лестера», а затем получила должность генерального директора клуба – по сути, первого лица, напрямую работающего с командой, финансовыми потоками и владельцами.
До «Лестера» 47-летняя ирландка к футболу не имела вообще никакого отношения. Ее главной работой был ювелирный бизнес в компании Aer Rianta International (ARI). Сьюзан была байером – ездила по странам, в том числе провела несколько лет в России, и налаживала поставки необходимого материала для ювелирного бизнеса. Следующей остановкой стал Бангкок – здесь ARI занималась открытием главного пункта розничной торговли компании в Международном торговом центре Таиланда, и мисс Уилан рулила всем процессом. Но по неизвестным причинам, ARI отказалась от проекта, и его выкупил Вишай Шривадданапрабха. Миллиардер оценил проделанную Сьюзан работу и переманил ее из ARI в King Power International Group, посадив в совет директоров, а после выкупа «Лестера» сделал ее главной в клубе.

Первое, с чем столкнулась профессиональный ритейлер в футбольном бизнесе, – кардинальное отличие моделей ведения дел. Но бизнес так или иначе лежит в сердце управления любой команды, поэтому мисс Уилан переход дался легко: она сплавила собственный опыт розничной торговли со знаниями футбольного директора Эндрю Невилла и приступила к реализации планов.
Главные цели, стоявшие перед Сьюзан, – оптимизация доходов и демонстрация бренда «Лестера», ведь именно для этого крупные компании выкупают европейские клубы – для рекламы собственного бизнеса, а уже затем ради реальных доходов. И бывший торговец ювелиркой подошла к процессу намного человечнее, чем американские владельцы «МЮ» или «Ливерпуля»: клуб не стал увеличивать доход за счет фанатов, дергая цены на билеты. «Лестер» ударился в фан-сервис: развитие музея, экскурсионные туры по стадиону в неигровые дни, фан-шопы и горячий фаст-фуд во время матчей. Сьюзан Уилан стремилась увеличить популярность «Лестера», что принесло бы клубу стабильный доход на долгое время, а не содрать весь оброк за раз и мерзнуть на пустых трибунах. Даже футболки в фан-шопах не дорожали от сезона к сезону, несмотря на смены дизайна, материалов и рост налогов.

Мисс Уилан заставила клуб работать на прибыль не только на домашних турах, а каждый день. Она разделила с фанатами бремя финансовой стабильности клуба, а не скинула его им на головы: вы покупаете больше футболок, а мы замораживаем цены. И подход принес результат в 2016-м: «Лестер» в марте опубликовал данные о рекордных доходах в истории клуба – 33,9 миллиона евро заработали «лисы» в сезоне-2014/15, а средняя посещаемость клуба выросла с 25 тысяч за матч до 31,6 тысячи после возвращения в Премьер-лигу.
Конечно, игра с грандами в элите повлияла на количество зрителей, но «Лестер» с 2010 года поступательно занимал пятые, четвертые и третье места по посещаемости Чемпионшипа – Сьюзан Уилан делала работу правильно, и фанаты откликались.
Работой генерального директора «Лестера» гордятся на родине в Ирландии: в декабре-2012 она завоеваласразу две награды в номинациях IMAGE Бизнес-леди года и Бизнес-леди года в Ирландии.

Превращению «Лестера» из убыточного клуба в преуспевающий бизнес-проект фанаты обязаны человеку, который к футболу ранее не имел никакого отношения. Пример Сьюзан Уилан показывает, что не нужно быть великим спортсменом, чтобы разбираться в тонкостях управления спортивной командой – достаточно быть человечным в каждом аспекте работы, даже если ты рулишь миллионами.
Свежие комментарии