На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Не только о футболе

864 подписчика

Свежие комментарии

  • Лена Мисько
    ⚡️ «Байер» установил рекорд Европы, не проиграв 49-й матч подряд: леверкузенцы опять отыгрались в компенсированное вр...«Реал» в финале Л...
  • Лена Мисько
    КАК! ОНИ! ЭТО ДЕЛАЮТ! «Байер» спас серию – опять на 97-й Ушли с 0:2 к 82-й!«Реал» в финале Л...
  • Максим Комаров
    Ну и я предложу вам лучшую (на мой взгляд) песню про ветеранов Великой Войны. Не думал, что за такое могут привлечь, ...«Реал» в финале Л...

«Ночные ведьмы»: девушки, державшие в страхе фашистов

Советские женщины совершили невероятный подвиг на войне

Тема представительниц прекрасного пола на фронте всегда была особенной. Давно считается, и во многом справедливо, что воевать не женское дело. Однако то, что случилось в июне 1941 года было настолько страшным ударом, что на фронт ушли не только мужчины и вчерашние дети, но и студентки, крестьянки, словом, обыкновенные девчонки.

Они становились санитарками, летчицами, снайперами, зенитчицами. Про некоторых сняли фильмы, вроде "А зори здесь тихие" и "Небесный тихоход", но о большинстве рассказано очень мало.

По разным данным, в Великую Отечественную войну воевало от 800 тыс. до 1 млн женщин. По сравнению в общей цифрой это кажется немного, однако на самом деле, это не так.

Существовало три авиационных полка – 586-й, 587-й и 588-й. Их создали в самом начале войны, благодаря летчице, Герою Советского Союза Марине Расковой, которая обратилась лично к Сталину с просьбой об их создании. Соответствующий указ вышел 8 октября 1941 года. К этому моменту в СССР уже работали аэроклубы, в которые брали девушек. При советской власти всячески продвигалось осваивание женщинами, казалось бы, совершенно мужских профессий.

588-й женский полк уже во время войны переименовали в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный Таманский полк. Его летчиц немцы называли "ночными ведьмами". Дело в том, что ночью, в момент атаки, девушки выключали двигатели своих По-2, а шелест воздуха под крыльями действительно напоминал шуршание метлы.

Евдокия Бершанская. Фотохроника ТАССЕвдокия Бершанская. Фотохроника ТАССКомандовала полком бессменная Евдокия Бершанская, за что его еще называли в "дунькиным полком". К слову, она стала единственной женщиной удостоенной ордена Суворова.

До августа 1943 года летчицы не брали с собой парашюты, предпочитая вместо них положить до 20 кг бомб. Они подвешивались под плоскости самолета, прицел называли ППР – "проще пареной репы" – его просто не было. Пулеметы на По-2 стали ставить только в 1944 года, до это штурман и летчица могли отстреливаться только из пистолета ТТ. Сами самолеты были фанерными и загорались от попадания снарядом. Несчастные девушки нередко просто сгорали в машинах.

Летчиц, которые пилотировали истребители, было немного. Одной из самых известных была Лидия Литвяк. Девушка с 14 лет занималась в аэроклубе, и в 15 уже совершила свой первый полет. К началу войны она уже была опытным пилотом, и в 1942 году была зачислена в 586 истребительный авиаполк, приписав себе лишних 100 часов налета. Литвяк одержала 16 побед – 12 личных и 4 групповых. Достаточно сказать, что 13 сентября 1942 года она сбила в один день бомбардировщик Ю-88 и Ме-109. "Мессер" пилотировал ас – немецкий барон и кавалер Рыцарского креста, одержавший 30 побед.

Лидия Литвяк. Фото: commons.wikimedia.orgЛидия Литвяк. Фото: commons.wikimedia.orgПо просьбе Лидии на капоте ее "Яка" нарисовали белую лилию, за что она получила прозвище "Белая Лилия Сталинграда". Она одерживала победы, ее сбивали, она прыгала с парашютом и ее выручали другие летчики, и она выручала других. Девушка долго ходила по лезвию ножа, но однажды удача все-таки отвернулась от нее. 1 августа 1943-го, когда она уже потеряла своего мужа, командира эскадрильи Алексея Соломатина, она не вернулась с боевого задания.

Летчице хотели присвоить звание Героя Советского Союза, однако возникло опасение, что она попала в плен, так как останки не нашли. Сдавшимся в плен звезду Героя не давали. "Белую Лилию" нашли случайно в братской могиле в 1971 году, а захоронили с почестями только в 1988-м. Через два года президент СССР подписал указ о присвоении летчице звания Героя Советского Союза посмертно.

Женское подразделение военно-учебного пункта Дзержинского района Ленинграда/Фотохроника ТАССЖенское подразделение военно-учебного пункта Дзержинского района Ленинграда/Фотохроника ТАСССколько женщин погибло на войне неизвестно, так как статистика не велась. Как писал историк Григорий Кривошеев, их просто включали в число общих потерь.

Кроме летчиц на фронт шли девушки-снайперы. Им не нужно было ходить в атаку и совершать изнуряющие марши, а стрелять метко они умели. В снайперы брали много сибирячек с хорошим зрением.

Их берегли, называли их "стеклышками". Портал "История-РФ" приводит историю снайпера Клавдии Калугиной, которую рассказала кандидат исторических наук Виктория Петракова. Калугина вышла на боевое задание вместе с напарницей Машей. Однако та шевельнулась, прицел сбликовал на солнце, и немецкий снайпер выстрелил. Пуля попала ей чуть ниже правого глаза и убила девушку наповал.

Начальник политотдела ЦЖШСП майор Е. Н. Никифорова беседует с девушками-снайперами, уезжающими на фронт. 1 апреля 1943. Фото: RIA Novosti archive, image #58861 / V. Krasutskiy / CC-BY-SA 3.0Начальник политотдела ЦЖШСП майор Е. Н. Никифорова беседует с девушками-снайперами, уезжающими на фронт. 1 апреля 1943. Фото: RIA Novosti archive, image #58861 / V. Krasutskiy / CC-BY-SA 3.0Калугина рассказывала, что заголосила тогда на всю линию обороны. Из землянки выбежали солдаты и пытались ее успокоить, так как она могла погибнуть сама, и они вместе с ней, но она продолжала рыдать. Немец, скорее всего, мог застрелить и Калугину, но, видимо, решил что на тот день смертей для него хватит.

В Советском Союзе работали женская снайперская школа, единственная такая во всем мире. Она выпустила около 2 тыс. девушек-курсанток. Из них погибло примерно десять процентов. Они получали тяжелые ранения в голову, лежали по двое суток на снегу, поэтому после войны некоторые не могли иметь детей.

Но больше других ранения получали санитарки, которые вытаскивали раненых с пол боя. По ним необязательно били прицельно, они погибали под пулеметным и артиллерийским огнем. Быть санитаркой было ничуть не менее опасным, чем обыкновенным солдатом.

Кто такие «ночные ведьмы» 

 

Автор: Александр Коновалов 

Мы знаем, какое сложное положение сложилось на фронтах осенью 1941 года. Враг был на подступах к Москве, начиналась блокада Ленинграда, общая ситуация ухудшалась каждый день. В эти трудные дни по инициативе легендарной лётчицы Марины Расковой был сформирован 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк. В феврале 1943 года за героизм и мужество личного состава полку было присвоено почётное звание «Гвардейский», и он был преобразован в 46 гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. Командиром полка стала Евдокия Бершанская. Сама Марина Раскова стала командиром 587 бомбардировочного авиационного полка. Герой Советского Союза Марина Раскова погибла в январе 1943 года. 

Девушки в воздухе

Евдокия Бершанская имела богатый лётный опыт, летала и ночью, и в слепом полёте, уже командовала женским отрядом пилотов, который был создан в Батайской лётной школе. Было командиру полка в ту пору 29 лет. Шутливо её боевое подразделение называли «Дунькиным полком». Набранные лётчицы прошли ускоренные курсы подготовки, и уже 23 мая 1942 года на фронте появился необычный авиационный полк. На первых порах подразделение насчитывало 115 девушек 17-25 лет.

Начинали свою службу девушки трудно. Лётная форма им была выдана поношенная мужская, а летали они на видавших виды самолётах 1920-х годов По-2 (Поликарпова). Самолёты были фанерными, двухместными, а приборы на них были самыми примитивными. Первоначально никакой радиосвязи не было, вся навигация осуществлялась при помощи секундомера и карты. Вооружения на самолетах не было (кроме пистолетов), защиты от пуль и осколков тоже не было, как и парашютов, а были только две бомбы, которые крепились под крыльями. После бомбардировок приходилось возвращаться, вновь брать бомбы и вылетать на новые задания. Девушки рассказывали, что за ночь они совершали до 15 вылетов. Они бомбили немецкие военные укрепления, склады и тыловые базы.

Полёт метлы

Самолёт По-2 был лёгкий, летал на низкой высоте и практически не был заметен немецким радарам. А тактика была очень простой: перед целью лётчицы глушили моторы, самолёт беззвучно планировал, они бросали бомбы, вновь включали моторы и улетали домой. Шум планирующего самолёта ассоциировался с «шуршанием ведьминой метлы в ночи». Поэтому немцы называли их «Nachthexen» (ночные ведьмы).

Лётчицы 46-го гвардейского полка приняли участие в крупнейших боевых операциях Красной Армии: битве за Кавказ, освобождении Кубани, Тамани, Новороссийска, Крыма, Белоруссии, Польши и в боях на территории Германии.

Самолёты полка провели в воздухе 28676 часов, или 1191 полных суток, за это время «Ночные ведьмы» уничтожили 17 переправ, 46 складов боеприпасов, 86 огневых точек врага, множество топливных цистерн, 9 поездов, 2 железнодорожные станции. Всего они сбросили на врага 3000 тонн бомб. Но было ещё одно –  это ужас, который наводили ночные налёты «ведьм» на немецкие войска. За годы войны погибли 32 девушки и 23 боевые машины. 23 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза.

Вечная память лётчицам «небесного тихохода»!

В 2015 году запущен 8-серийный документальный сериал «Прекрасный полк». Этот фильм снимался при поддержке Российского военно-исторического общества. Он рассказывает об удивительных судьбах женщин, участвовавших в сражениях Великой Отечественной войны. Фильм под номером 7 рассказывает о судьбе Евдокии Давыдовны Бершанской – командире легендарного авиационного полка, прозванного фашистами «Ночными ведьмами». 

https://www.youtube.com/watch?v=vKLgxvK0Jdw&feature=emb_logo

(Источник информации - портал История.РФ, https://histrf.ru/biblioteka/b/kto-takiie-nochnyie-viedmy)

Полет «ночных ведьм»: почему немцы в панике убегали, завидев в небе 17-летних летчиц

Полет «ночных ведьм»: почему немцы в панике убегали, завидев в небе 17-летних летчиц
© Фото: РИА новости

В октябре 1941 года по инициативе известной летчицы Марины Расковой был сформирован 46-й Гвардейский ночной бомбардировочный Авиационный полк, который возглавила Евдокия Бершанская. О причинах его возникновения в программе «Легенды армии» рассказывает сын летчицы Раисы Ароновой Анатолий Пляц.

«Немцы вовсю на нас давили. Потери за потерями, поражения за поражениями. А Раскова понимала, что если вдруг вот с нашими летчиками, которые здорово пострадали в период начальной войны, вдруг начинают летать девушки, это же как боевой дух авиационных офицеров подымет! И она угадала», - объясняет Пляц.

Выбор пал на Бершанскую не случайно. Она была кадровым летчиком с большим опытом организационной и летной работы, летала и ночью, и в слепом полете, командовала женским отрядом пилотов, который был создан в Батайской летной школе.

После прохождения обучения 23 мая 1942 года полк вылетел на фронт. Тогда его численность составляла 115 человек. Это были девушки в возрасте от 17 до 22 лет. Немцев бесстрашие юных летчиц пугало. Именно поэтому они дали прозвище советским бомбардировщицам - «ночные ведьмы».

«Считали, что это какие-то выпущенные из мест не столь отдаленных заключенные женщины, которых, к тому же, пичкают какими-то жуткими таблетками, чтобы они были такие яростные, жестокие и так далее, и чтобы они не спали ночами. И вот эти полусумасшедшие выпущенные преступницы – они какие-то ведьмы. А так как по ночам летают – ночные», -  рассказывает историк авиации Светлана Чудинова.

Всего в ходе боевых действий летчицы 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка произвели 23 672 вылета. А Евдокия Бершанская стала единственной женщиной в СССР, чьи заслуги были отмечены высокой полководческой наградой - орденом Суворова третьей степени.

Как «ночные ведьмы» немцам ад устроили

О девушках-добровольцах из бомбардировочного авиаполка, наводивших ужас на оккупантов

 Виктор Медведев

Об авторе: Виктор Александрович Медведев – капитан 2 ранга в отставке, ветеран ВМФ СССР.

кубань, война, таманский, полуостров, легкобомбардировочный, авиаполк, женщины, пилоты, немцы, севастополь, ночные, ведьмы Личный состав 588-го ночного легкобомбардировочного авиаполка готовится к очередному вылету. Фото 1942 года

«На Кубани и на Таманском полуострове не осталось ни одного живого немца, кроме пленных…» – докладывал Иосифу Сталину командующий Северо-Кавказским фронтом генерал Иван Петров. К концу лета 1943 года 4-я воздушная армия генерала Константина Вершинина положила конец господству немецкой авиации в воздухе. А 9 сентября началась Новороссийско-Таманская операция, в которой активное участие принял и 46-й ночной бомбардировочный авиаполк (НБАП), главной отличительной чертой которого было то, что воевали в нем исключительно представительницы слабого пола, которые, как оказалось, на войне с легкостью способны дать фору мужчинам (об истории создания авиаполка – см. «Женщина может все…», «НВО» № 14 от 13.04.18).

Всю ночь полк работал по целям, а утром 16 сентября был получен приказ разбомбить немецкий штаб в центре Новороссийска у городской площади. У девушек уже был опыт подобных заданий. Под Моздоком экипаж Нины Худяковой разбомбил штаб генерала Эвальда фон Клейста. Экипажам пришлось вылететь днем, но приказ был выполнен. К вечеру Новороссийск был освобожден. Женский полк продолжал по ночам подавлять очаги сопротивления. К 9 октября весь Таманский полуостров был очищен от немцев. 14 девушек полка навсегда остались на Тамани. За активное участие в боях за Тамань 46-й НБАП получил благодарность от Сталина и почетное наименование «Таманский». А впереди был Крым.

ПРИНИМАЙ ГОСТИНЦЫ, ПЕХОТА!

С конца октября девушки летали на Керчь, прикрывали высадку десанта. Немцы освещали прожекторами катера и суда десанта, били по ним из орудий. Летали парами. Один самолет бомбил прожектор, второй подавлял огневые точки. Услышав шум двигателя, немцы стали выключать прожектора, и артиллерия не могла прицельно стрелять. За шумом моторов самолетов немцы не слышали шума винтов катеров. А девушки летали всю ночь. Уменьшались потери десанта. Десантники часто просили девушек хотя бы просто «пошуметь моторами». Десантники Эльтигена, зажатые немцами и с суши, и с моря, на узкой – до 2 км шириной и до 5 км длиной – полоске берега под огнем танков и быстроходных десантных барж (БДБ) вскоре оказались без боеприпасов и медикаментов, закончились продукты. С немецкой стороны доносился запах кофе и жареного мяса. Немцы кричали: «Рус! Блокада! Капут! Сдавайся, иди завтракать!»

Только тихоходные низколетящие У-2 могли ночью при любой погоде доставить, почти бесшумно спланировать и точно сбросить груз в указанную точку. Вместо бомб крепили мешки с минами, гранатами, патронами, провиантом, бинтами и лекарствами. И еще с письмами от родных и близких. Единственным ориентиром на Эльтигене была школа. Причем груз нужно было сбросить с южной стороны школы: с северной были немцы. Они открывали яростный огонь по самолетам из всех видов оружия, стреляя по вспышкам из выхлопных патрубков мотора. Снижаясь до 70–50 м, девушки кричали: «Лови картошку, пехота!» или «Полундра! Куда патроны?» Каждый такой рейс нес бойцам спасение, а девичьи голоса в темном ночном небе порой значили для десантников больше, чем гранаты и патроны.

Самолеты взлетали с интервалом в 5–8 минут. За это время машину успевали заправить бензином и загрузить бомбами или грузом. Затихал шум мотора последнего взлетевшего самолета, а через некоторое время вновь нарастал звук двигателя. Это возвращался экипаж, взлетевший первым. С захода солнца и до рассвета девушки не вылезали из кабин, бомбили цели и доставляли грузы. Под утро буквально засыпали в воздухе, а днем не могли полноценно выспаться: слепящий свет прожекторов, разрывы зениток стояли перед закрытыми глазами. 26 ночей полк летал на Эльтиген.

ЖЕНЯ ПОГИБЛА

Командир 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка Евдокия Бершанская (слева) и штурман авиаполка Лариса Литвинова. 	Фото 1945 года
Командир 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка Евдокия Бершанская (слева) и штурман авиаполка Лариса Литвинова. Фото 1945 года

Погибла Женя Руднева с пилотом Панной Прокопьевой. Добрая, веселая, живая, улыбчивая Женя, студентка третьего курса МГУ, влюбленная в астрономию. Штурман эскадрильи, затем в 23 года – штурман полка, старший лейтенант, всеобщая любимица. Наш «звездочет» – так любовно называли ее подруги. В ночь на 9 апреля экипажи работали по целям севернее Керчи. Над целью самолет Прокопьевой был обстрелян, снаряд попал в бензобак. Огонь сразу охватил всю кабину. Самолет падал, но Женя успела сбросить бомбы. Стали взрываться сигнальные ракеты. Красные, белые, зеленые – они разноцветными звездами разлетались у самой земли, как будто девушки прощались со своими подругами.

До утра вооруженцы, хлюпая носами, писали на бомбах: «За Женю!»

В ночь на 11 апреля 1944 года началось наступление Отдельной Приморской армии, к утру Керчь была освобождена. Ирина Ракобольская вылетела к месту гибели экипажа, но следов сгоревшего самолета не нашли. После войны удалось выяснить, что их тогда похоронили местные жители. Панну – в общей могиле, поскольку приняли за юношу, а Женю – отдельно и написали, что здесь лежит неизвестная летчица. После войны они были перезахоронены с воинскими почестями на военном кладбище в Керчи. Именем Евгении Рудневой были названы новая планета Солнечной системы и вновь выведенный сорт черно-белого гладиолуса.

За бои над Керчью и Феодосией полк был награжден орденом Красного Знамени, стал краснознаменным.

НА СЕВАСТОПОЛЬ

Враг отступал с Керченского полуострова, спеша укрыться в севастопольской крепости. Отступление было больше похоже на бегство. В задачу полка входило максимально освещать пути отхода немецких частей. Только за одну ночь девушки сбросили 650 светящих (осветительных) авиабомб (САБ). Теперь штурмовики и бомбардировщики могли вести огонь по отступающему противнику не только днем, но и ночью.

С 27 по 13 мая полк базировался в совхозе «Чеботарский». Летали на Севастополь. Бомбили в основном аэродромы. Город был плотно прикрыт зенитной артиллерией, только прожекторов летчицы насчитали более 50. Девушки, уже имевшие немалый боевой опыт, вспоминали: 

Надя Попова: «Кто не летал на Севастополь, тот не представляет, каким может быть заградительный огонь!»

Дуся Пасько: «Ничего страшнее полетов на Севастополь не было». 

Раиса Аронова: «ПВО противника была настолько сильной, что наши летчицы говорили: «Севастополь – это Керчь в квадрате». Приходилось только удивляться, что наш полк в этот период не понес ни одной потери. Очевидно, «Голубая линия» и Керчь научили нас многому».

«Тем замечательнее, что мы в этих полетах не имели потерь… – вспоминала комполка Евдокия Бершанская. – Полк получил боевую задачу… бомбить аэродром на м. Херсонес, не дать возможности производить посадку самолетов противника. Я подняла полк в полном составе, поэскадрильно. Взлет произвела засветло, с набором высоты ушла в море. Увидели на фоне морской воды силуэты самолетов противника, которые шли к м. Херсонес. Мы с воздуха все время следили за ними. Подлетая к берегу, они все включили бортовые огни, а мы в это время уже развернулись на боевой курс. Следом за нами, только на разных высотах, шли остальные полки нашей дивизии. Мы с Розановой сбросили бомбы на аэродром по только что включившемуся старту. Вслед за разрывами наших бомб посыпался нескончаемый поток бомбового груза. Уходя от цели, мы наблюдали мощные разрывы бомб, вспышки огней в границах аэродрома. Стартовые огни были выключены, значит, машины противника не смогут сесть на аэродроме, а больше садиться им было некуда. Противник включил лес прожекторов, но наши летчики, маневрируя между ними, с левым разворотом, через бухту Северная, уходили домой. Пройдя линию фронта, все экипажи включили бортовые огни, чтобы не столкнуться с кем-нибудь в воздухе – так было густо. В эту ночь… немецкие самолеты разбрелись в поисках места для посадки, так как горючее у них было на исходе…» 

Один самолет даже приземлился на наш аэродром, экипаж был захвачен в плен. Только улетали легкомоторные самолеты, как прилетала авиация дальнего действия, затем снова девушки, и так до утра. С рассветом прилетала дневная бомбардировочная и штурмовая авиация, эшелон за эшелоном. А вечером все повторялось.

Наталья Меклин: «9 мая 1944 года освобожден от врага Севастополь. Тот, кто был в воздухе в ту ночь, мог любоваться сверху удивительным зрелищем: салют в честь освобождения Севастополя. Весь город, как огромная клумба, сразу вдруг расцвел огнями, красными, белыми, зелеными, желтыми. И над этим разноцветным ковром – сотни огненных трасс, устремленных в небо. Стреляли из всех видов оружия. Стреляло все, что могло стрелять».

Из воспоминаний Евдокии Бершанской: «После освобождения города мы еще пару дней летали на м. Херсонес… видели, как фашисты на лодках, верхом на бревнах и досках пытались отплыть от Крымского берега. Куда? Рассчитывали на свои корабли? Или так, от отчаяния? Видели и других немцев, которые вместе с нашими солдатами убирали разбитую технику врага на берегу. В полку царили радость и воодушевление. Мы никогда не видели такой впечатляющей картины разгрома немецкой армии. Казалось,  вот он, конец войне!»

В боях за освобождение Севастополя полк сделал 1150 боевых вылетов, в среднем по 150 вылетов за ночь, и получил благодарность от Иосифа Сталина (Приказ ВГК от 10 мая 1944 года № 111). Девушки мечтали хотя бы пару дней отдохнуть, искупаться в море, но шла война.

НА ЗАПАД!

Сразу после освобождения Крыма полк вернулся в свою 4-ю воздушную армию (К.А. Вершинин) в составе 2-го Белорусского фронта (И.Е. Петров), перелетев через всю Украину в Белоруссию, где летом 1944 года начиналось мощное наступление наших войск (операция «Багратион»).

Белоруссия встретила девушек тучами комаров, многим пришлось переболеть малярией. Смоленск уже был освобожден, бои шли в районе Могилева. Летать предстояло в новых условиях – над однообразной лесной, заболоченной равнинной местностью, без ясно видимых ориентиров, с множеством мелких озер и речушек. Погоды не было, шли дожди. Девушки изучали карты и поголовно «заболели» вышиванием. Доставали разноцветные нитки. Красными вышивали маки, а красивые голубые незабудочки получались, если распустить голубые трикотажные кальсоны и вышивать цветочки на тонких летних портянках. Вышивали котят, зайчат, собачек. Из всего этого делали салфеточки, занавесочки, наволочки. Закрывали чемоданы, тумбочки, ящики из-под бомб. По сути, оставались обычными девчонками. Боялись мышей, сочиняли стихи, брали днем в кабину котят, вели дневники и пели песни хором. Плакали, когда что-то не получалось, уткнувшись в грудь своей «мамочке». При перебазировании девушки старались найти аэродром с речушкой или прудом, и как только они переезжали, сразу начиналась большая стирка и мытье голов. Где бы девушки ни жили, даже в самых примитивных, не подходящих для быта условиях, у них всегда было чистенько и уютно. Женское начало брало свое.

Вскоре минская группировка немцев была окружена, передовые части ушли вперед, а немцы разбрелись по лесам и болотам в нашем тылу, большими соединениями и маленькими группами, сдавались в плен или нападали на наши гарнизоны. Девушки не отходили от своих самолетов, спали по очереди. Приходилось все время быть начеку. За освобождение Белоруссии полк был награжден орденом Суворова III степени.

Погибли Таня Макарова и Вера Белик. Две неразлучные подруги, пилот и штурман. Они первые летали бомбить цели в Германии. 25 августа, возвращаясь на базу, были атакованы немецким истребителем уже над нашей территорией. Сгорели в воздухе. Нашли их утром, опознали по орденам, которые превратились в расплавленные железки. Ордена положено было пересылать родным. Похоронили их недалеко от польского городка Остроленка.

В конце лета 1944 года, уже на территории Польши, на самолеты стали устанавливать пулеметы ШКАС, позади штурмана, и девушки стали летать с парашютами. «Ночь-максимум» пришлась на 22 декабря, на старт даже вынесли знамя полка. Полк сделал 324 боевых вылета. Экипажи делали по 16 вылетов за ночь. Было сброшено 60 тонн бомб. Работало всего 15 вооруженцев, по 4 тонны бомб на девушку. В феврале 1945 года фронт подошел к границам Восточной Пруссии. Девушки бомбили врага уже на его земле.

ВЕЗУЧАЯ АНТОНИНА

Так называли в полку Тоню Худякову, гвардии старшего лейтенанта, заместителя командира эскадрильи. Это она разбомбила штаб генерала фон Клейста под Моздоком. Снижаясь над переднем краем, кричала пехоте: «Мы все летаем, все бомбим, а вы все сидите и сидите!» После ее слов пехотинцы поднимались в атаку. Имела твердый характер. Не стеснялась высказывать то, что думает. Она не была ни разу сбита, ни разу не была даже ранена за свои 925 боевых вылетов. Это было не только везение. Тоня привыкла все делать обстоятельно, на совесть. Знала как и учила своих летчиц воевать с умом. Как правильно использовать в полете высоту, скорость и направление ветра, облачность, темную сторону горизонта. Раскрывала тактические приемы, как перехитрить врага: уйти из-под огня зениток и слепящих лучей прожекторов. И все же на 926-м боевом вылете самолет был сбит, Тоня была контужена. Она успела выровнять падающую машину, совершила аварийную посадку и потеряла сознание. Обидно было встречать долгожданную победу в госпитальной палате вместе со штурманом Евгенией Жигуленко…

В ночь с 4 на 5 мая 1945 года девушки бомбили скопление противника в районе немецкой военно-морской базы Свинемюнде на берегу Балтийского моря, а уже днем наши войска с боями овладели городом. Последующие три ночи полк не летал. Погода испортилась, видимость была плохая, сплошной туман – муть, как говорили летчицы. А вечером 8 мая в полку узнали, что войне конец. Девушки смеялись и плакали, целовались и танцевали, палили из своих пистолетов ТТ. Начиналась совсем другая, мирная жизнь. Война научила их никого и ничего не бояться, ценить жизнь, доброту и дружбу, верить в то, что женщина в этой жизни может все. Долго еще девушкам будет сниться ночное небо, слепящие лучи прожекторов, разрывы зенитных снарядов, а внизу – догорающие кострами самолеты боевых подруг.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Вначале в полку было 20 самолетов У-2 и 115 человек личного состава, включая 40 человек летного состава. Затем – 45 самолетов. Добавили третью эскадрилью. Личного состава стало 230 человек, из них летного состава – 80 человек. Закончили войну 36 боевых самолетов ПО-2. За всю войну полк ни разу не отводился на переформирование. Пополнение прибывало, и проходило обучение на месте. Не было ни одного случая аморального поведения. В полку не осталось пропавших без вести. Девушки собрали деньги, и Евдокия Яковлевна Рачкевич проехала по местам боев, где были сбиты самолеты, и с помощью местных жителей установила факты гибели и места захоронений «своих деточек», каждого погибшего экипажа.

За три года боев полк сделал около 24 тыс. боевых вылетов, сбросил на врага около 3 млн кг бомб (2902,98 т). Причем боевой вылет это не просто «взлет-полет-посадка». Вылет считался боевым, если была выполнена конкретная боевая задача, указанная в полетном задании, а результаты подтверждены данными объективного наземного и воздушного контроля.

За три года погибли, умерли от ран и болезней 32 девушки. Для авиаполка это минимальные потери. Это говорит о мастерстве наших летчиц и о надежности наших самолетов.

К званию Героя Советского Союза можно было представлять летчика или штурмана, сделавшего на У-2 500 и более ночных боевых вылетов. В полку подняли планку еще выше. К званию героя стали представлять только тех, кто сделал 600 и более боевых вылетов. Всего 59 пилотов, летавших на У-2 в годы Великой Отечественной войны, удостоились звания Героя Советского Союза, из них 23 девушки 46-го НБАП, причем пять из них – посмертно. После войны еще три девушки стали героями. Две – Героями России и одна – Народным Героем Казахстана. Пять девушек сделали более 700 боевых вылетов, семь – более 800, еще семь – более 900, а гвардии старший лейтенант Ирина Федоровна Себрова сделала 1004 боевых вылета. Более 200 девушек полка были награждены орденами и медалями. Самые опытные, «старики» имели по 5–8 орденов. Командир полка Евдокия Давыдовна Бершанская – единственная женщина, награжденная «За отличную организацию боевых операций, решительность и настойчивость в их проведении» двумя полководческими орденами: орденом Суворова и орденом Александра Невского.

ЕДИНСТВЕННЫЙ В ЖЕНСКОМ РОДЕ

В чем же секрет таких феноменальных результатов? Долгие годы за рубежом считалось, что единственный в мире женский авиаполк – это миф, полуправда, плод советской пропаганды, в реальной жизни такое невозможно. Иностранцы никак не могли взять в толк, зачем девушке идти на войну. Но факт подтверждается документами, свидетелями и самими немцами.

Версия псевдоисториков – примитивная, банально-пошлая – о том, что награды, ордена и звания получались «через постель» (изложена в книге 2005 года издания, упоминать название которой – много чести), рассматривалась в суде как клевета. Но все объясняется гораздо проще. В отличие от мужчин девушки не были кадровыми военными и не испытывали «святого трепета» перед различного рода положениями устава и инструкций. Конечно, они «стойко переносили тяготы и лишения военной службы», пытались строем ходить в столовую, обращаться друг к  другу по-уставному, несли службу нарядов, аккуратно вели штабное делопроизводство, строго соблюдали режим секретности. Но главное для них было дело, практическая целесообразность, конечный результат любой ценой.

Девушки воевали по своим, женским понятиям, исходя из своей, женской логики. Разработали свой «кодекс чести». Освоили бригадный метод подготовки самолетов. Техники и вооруженцы не разбирали, чей самолет заходит на посадку, набрасывались все, как пчелки, из которых каждая четко знала, что нужно делать. Вооруженцы не стояли в очереди на складе боеприпасов, заранее, вопреки запретам, подтаскивали бомбы к месту посадки самолета. Техники готовили машину к полету, одновременно подвешивались бомбы, в нарушение всех инструкций таскали ведрами и заливали бензин, не дожидаясь, пока подъедет топливозаправщик. Самолет взлетал уже через 5–8 минут.

В период распутицы они не ждали, когда подвезут бомбы и бензин, подсохнет взлетная полоса. Ломали сараи и заборы, из досок строили узкие полосы-дорожки, с которых ухитрялись взлетать и садиться, каждый раз с риском для жизни. Строжайше соблюдались меры противопожарной безопасности. Открытый огонь отсутствовал. Девушки попросту не курили  и не пили. Свои фронтовые 100 грамм они сливали в бутылочки и использовали как «магарыч» для решения бытовых вопросов.

Вначале, по своей наивности, они обобщили свой «положительный опыт» и отправили вышестоящему командованию. Последовал нелестный приказ, в котором командиру полка и старшему инженеру объявлялся выговор за нарушение инструкций. Но девушки продолжали воевать по-своему, а командование не стало закручивать гайки: результативность ночных бомбежек была достойна самой высокой оценки. А главное было – победить в этой войне любой ценой.

ЭПИЛОГ

Директивой начальника штаба Красной армии от 15 октября 1945 года № 10-14080 46-й Гвардейский Таманский Краснознаменный, ордена Суворова ночной бомбардировочный авиационный полк был расформирован, но девушки решили сохранить святое для каждой «боевое братство». Накануне расставания, перед тем, как разъехаться, девушки обменялись адресами, договорились сохранить боевую дружбу и до конца соблюдали эту традицию. Дважды в год, 2 мая и 8 ноября, с 12 до 14 часов боевые подруги встречались в сквере у Большого театра. «Деточки мои, – говорила Евдокия Яковлевна Рачкевич, замполит полка, – я самая многодетная мать Советского Союза».

Приходили родители погибших девушек, бывшие учителя, одноклассники, друзья. Им было о чем поговорить, что вспомнить. Зачитывали письма подруг, тут же сочиняли ответы. Евдокия Бершанская вышла замуж за командира «братского» 889-го НБАП, воевавшего на таких же У-2 по соседству. Их примеру последовали многие девушки, связав свою судьбу с «братцами» из соседнего полка. Евдокия Давыдовна активно работала в Комитете советских женщин и в Комитете ветеранов войны. Некоторые остались в профессии.

Марина Чечнева еще три года после войны служила в ВВС. Летала вместе с мужем, летчиком-штурманом Константином Давыдовым, тоже Героем Советского Союза, на тяжелых бомбардировщиках. Вернулась в Центральный аэроклуб ДОСААФ. Обучала будущих пилотов. Заслуженный мастер спорта СССР. Установила рекорд скорости на самолете Як-18. Ведущая авиагруппы на послевоенных воздушных парадах. Кандидат исторических наук, автор ряда книг о боевых подругах.

Евгения Жигуленко продолжила службу, летала штурманом на Дальнем Востоке. Окончила ВГИК, стала кинорежиссером, сняла фильмы: «Одни сутки из тысячи» (1976), «В небе ночные ведьмы» (1981) и «Без права на провал» (1984). Была ведущей «Голубого огонька» (1975), инициатором «Праздников песни» в городе Сочи.

Надежда Попова и летчик-истребитель Семен Харламов, возможно, так никогда и не встретились бы, если бы их не сбил в тот день немецкий истребитель. После войны они поженились, но днем бракосочетания считали 10 мая 1945 года, когда вдвоем расписались на стене Рейхстага в Берлине. Звание Героя Советского Союза им тоже было присвоено в один день, одним приказом.

Рая Рюшина стала пилотом-геологом. Вера Тихомирова летала на международных рейсах. Ирина Ракобольская вернулась в МГУ, занималась физикой космоса. Защитила докторскую, написала учебник, стала профессором. Многие стали врачами, переводчицами, педагогами.

На встрече с нашими летчицами французские летчики-истребители из полка «Нормандия–Неман», пораженные храбростью и отвагой «воздушных амазонок», говорили: «Если бы можно было собрать цветы всего мира и положить их к вашим ногам, то даже этим мы не смогли бы выразить свое восхищение советскими летчицами».

В последние годы в сквере у Большого театра собираются уже дети, внуки и правнуки прославленных летчиц, доказавших всему миру, что наши женщины могут все. Жизнь продолжается.    

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх