Лена Мисько предлагает Вам запомнить сайт «Не только о футболе»
Вы хотите запомнить сайт «Не только о футболе»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Люди опаснее всего, когда ничуть не сомневаются в своей правоте

«Если бы русские рабочие чаще ходили на футбол, революции могло и не случиться». Американский писатель – о «Спартаке», часть 4

развернуть

Роберт Эдельман начинает с начала: первая часть предыстории футбола в России – футбол и его связь с революцией 1917 года.

из блога

Глава Первая 

Спартаковские корни

1900-1917. Футбол на районе

Вспоминая о своем пребывании в дореволюционной Москве, британский дипломат Роберт Брюс Локхарт размышлял о взаимовлиянии между футболом и бунтом, свидетелем которого он был в 1917-м году. Если бы русские рабочие играли и ходили на футбол так же часто, как их британские товарищи, революции вообще могло бы и не случиться. Похоже, Локхарт читал, что социалисты до войны писали о пагубном влиянии этой игры. И очевидно был согласен со своими политическими оппонентами в том, что между политикой и спортом существует связь, но делал ровно противоположный вывод. Для левых интеллектуалов «народная игра» была ненавистным отвлечением трудящихся от классовой борьбы, в то время как для консервативных британских политиков, она была даром свыше.

Может быть Локхарт, с его наивным спортивным романтизмом, действительно прав? Сделало ли отсутствие профессиональной футбольной лиги в России рабочую революцию более реальной? Противоположный аргумент неоднократно применялся в отношении Британии. Если, как многие отмечали, спорт был светской религией, тем клеем, который скреплял воедино разрозненные элементы викторианского общества, может быть отсутствие развитого спорта в России частично объясняет и падение дома Романовых? Нечего и говорить, что подобные заявления нужно делать со всей осмотрительностью – после десятилетий образцовых исследований, основанных на архивной работе – вдруг утверждать, что именно футбол, пропущенный большинством историков, мог быть некоей поворотной точкой. Заманчиво было бы утверждать, но я воздержусь от этого неподтверждённого фактами аргумента, который могут оценить лишь подготовленные историки.

Реальное число рабочих в России, увлеченных футболом до 1917 года было невелико. Накануне войны во всей империи было зарегистрировано около 8 тысяч игроков, и едва ли эти люди в списках были ремесленниками или фабричными рабочими. Лучше перевернуть вверх ногами формулировку Локхарта, и посмотреть не на влияние футбола на общество, а на воздействие общества на футбол. Если футбол в России был недостаточно важен для того, чтобы привлечь внимание имперских трудящихся, мы всё ещё можем говорить о спортивных практиках этих мужчин (как правило, молодых), которые были частью футбольной субкультуры. Как именно их участие в современной городской спортивной активности влияло на их политическую, культурную, национальную, гендерную идентичность, и как эти развивающиеся идентичности отражали стремительные социальные перемены в дореволюционный период?

В этой главе я сосредоточусь на небольшой компании друзей из одного московского района, которые хотели играть и, сменив несколько названий, в 1935-м году стали основой московского «Спартака». У меня две цели: рассмотреть связь между массовой культурой и политикой рабочего класса во втором городе империи, и предсказать послевоенное развитие будущего «Спартака». Прямое участие будущих спартаковцев в политической жизни до революции было минимальным. Только после 1917-го года, а в особенности после основания общества «Спартак» в 1935-м, эта когорта молодых людей вдруг стала исторически значимой. Вот тогда их ранний спортивный опыт оказал большое влияние на то, как они управляли и какой была поддержка у того спортивного общества, которое когда-то начиналось как небольшой районный клуб.

***

источник: форум Полюс Мира

Петербург, в котором всегда было больше иностранцев, обычно был впереди Москвы в том, что касалось современной западной культуры. Футбол не был исключением. В 1912-м Борис Чесноков (1891-1979) – игрок, организатор и хроникер рабочего футбола, писал, что футбол является самым популярным спортом в Москве. Однако он же специально обращал внимание на то, что на постоянной основе играют только около тысячи человек, большинство – выходцы из богатых семей. Люди из семей попроще тоже играли и ходили на футбол до 1917-го года, однако вряд ли даже в сопоставимых количествах. Футбол еще не был формой массовой культуры, принимая во внимание тот факт, что массы в него не играли. Тем не менее, предыстория «Спартака» дает нам возможность обратить внимание на несколько важных обстоятельств, касающихся ограниченных связей между пролетариями и спортом. 

Для русских мужчин разных социальных кругов, спорт был способом включения в современную жизнь. Различные атлетические упражнения требовали от них той же организованности, структуры и дисциплины, что и стремительно растущий капитализм. Постоянное стремление к совершенствованию, характерное для спорта, как и телесное удовольствие, выражали радость и динамизм, и, вместе с этим, опасности и риски нового времени. Но то, каким способом спорт практиковали в России в большей степени разделяло, нежели объединяло людей, укрепляя то, что может быть названо классовыми барьерами. И хотя игры создавали для рабочих и для среднего класса несколько новых способов видения самих себя, эти новые идентичности не были универсальными. Буржуа и пролетарий отличаются не только от своих предшественников, но и друг от друга теми способами, которыми они используют свои тела. В результате две эти группы создали различные версии мужественности, которые только усилили поляризацию между классами в поздней российской империи.

Сами не сознавая этого, парни, основавшие «Спартак», были на переднем краю этих изменений. Хотя они жили в одном из самых крупных фабричных районов Москвы, не все из них автоматически могут быть причислены к рабочему классу, как не все демонстрировали то, что традиционные марксисты назвали бы «классовым сознанием». Впрочем, все они были членами одной социальной группы, которая, как писал когда-то Ричард Холт о британский рабочих, использовала спорт как способ утверждения нового городского образа жизни, локального районного патриотизма, развивала мужскую дружбу и товарищество. Временами они в буквальном смысле прижимались носами к витринам городских магазинов, где перед их глазами возникали новые образцы массовой культуры. И, в то же время, эти «дети города» сами помогали создавать многие из этих новых культурных форм. Кроме игры в футбол, они бродили по новым магазинам и городским рынкам, читали детективы, ходили в парки аттракционов, на концерты и в кино. У нас немного информации об их социальном происхождении, но многие определенно родились в Москве, в рабочих семьях. Практически все выросли в городе, и чувствовали себя дома на его улицах.

Последнее особенно важно. Столетиями в России создавалась богатая и сложная сельская народная культура, так что новая городская культура развлечений казалась заграничной, преимущественно западной. И это было оправдано в том, что касалось спорта. Конечно, русские крестьяне играли в различные спортивные игры, когда не были заняты сельским хозяйством. Наряду с лыжами, санками, охотой наиболее популярны были «лапта», боулингообразные «городки» и стихийно организованные массовые кулачные бои, известные как «стенка». Во всем мире организованный спорт, с его федерациями, таблицами, правилами, судьями, рекордами не был частью патриархальной деревенской жизни. То же справедливо и в отношении России. Здесь не было пасторальных мифов о спорте, так характерных для Великобритании и США. Люди, практиковавшие спорт в империи, застолбили себе место в стремительно растущих городах. Они не грезили о старых-добрых временах «деревенского футбола» или о выкошенном среди кукурузы бейсбольном поле.

Тот факт, что большая часть футболистов из простых семей либо родились в рабочих районах Москвы, либо переехали туда в раннем детстве, еще не делает из них революционеров или сторонников революции. Но важно помнить, что эти мужчины, рабочие, заигравшие в футбол, как правило полностью порывали свои связи со старой деревенской жизнью. И если все они в скором времени и не участвовали в революции, то, по крайней мере, жили в тех районах, откуда пришли люди, в ней задействованные. 

из архива Н.А. Старостиной

в ожидании продолжения


Источник →

Опубликовала , 20.04.2015 в 16:13
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии

Поиск по энциклопедии

Последние комментарии

Алевтина Трофимова
сергей озеров
Лена Мисько
здесь:
http://www.furfur.me/furfur/heros/heroes-furfur/168781-portret-garrincha-legenda-brazilskog…
Лена Мисько Гарринча
Лена Мисько
красивый человек.... настоящий мужчина...
Лена Мисько Народный Верещагин Павел Луспекаев
Лена Мисько
Алевтина Трофимова
Алевтина Трофимова
Лена Мисько
это вместо третьей части?)
Лена Мисько ARANYCSAPAT Гордость и боль венгерского футбола часть вторая
Лена Мисько
Спасибо....)
Лена Мисько ARANYCSAPAT Гордость и боль венгерского футбола часть вторая