Знаменательные события
1785 День рождения парашюта - Франсуа Бланшар продемонстрировал сконструированный им парашют
Первый эскиз парашюта нарисовал Леонардо да Винчи в 1483 году. «Если у человека есть шатёр из накрахмаленного полотна шириной в 12 локтей и вышиной в 12, – писал гениальный ученый, – то он сможет бросаться с любой высоты, без опасности для себя». Парашют Леонардо был похож на современный, однако отсутствие практической надобности в его применении служило препятствием для изготовления подобных снарядов. Только развитие воздухоплавания спустя 200 лет и частые катастрофы побудили изобретателей вплотную заняться созданием аппарата для благополучного спуска человека с большой высоты. Впервые построил и испытал такое устройство французский физик Ленорман, который и дал ему название – «парашют» (от греческого «пара» – против и французского «шюте» – падение).
Он имел конусообразную форму, был сшит из полотна и для уменьшения воздухопроницаемости оклеен изнутри бумагой. Несколько десятков тонких строп сходились к сидению, сплетенному из ивовых прутьев. Однако никто из воздухоплавателей так и не воспользовался изобретением, хотя успешные опыты с животными, которых изобретатель сбрасывал на своем парашюте с балкона обсерватории в Монпелье с высоты 26 метров, доказали его надежность. 3 июня 1785 года французский воздухоплаватель Франсуа Бланшар (1753–1809) продемонстрировал в Лондоне сконструированный им парашют для прыжков с воздушного шара. Сам Бланшар опробовать свое изобретение не решился и с высоты 300 м скинул на парашюте собаку. Животное приземлилось благополучно. Спустя год в Гамбурге Бланшар провел следующий эксперимент. На этот раз с неба на землю спустился баран. Первым смельчаком, который с парашютом прыгнул с воздушного шара, стал французский аэронавт Андре-Жак Гарнерен. Случилось это 22 октября 1797 года. Его прыжок с высоты 400 метров над парижским парком Монсо стал первым в Европе. Сегодня область применения парашютных систем очень широка. Персональные или десантные парашюты используются для десантирования с воздуха, спасения людей и как спортивные снаряды в парашютизме. Применяются также парашюты грузовые, тормозные, стабилизирующие, парашюты космических аппаратов и другие разновидности.
1927 В Москве снесены Красные ворота
Красные ворота в Москве — пышная триумфальная арка в стиле барокко — были построены в 1709 году по приказу Петра I в честь победы над шведами в Полтавской битве. Позже Екатерина I заменила их новыми в честь собственной коронации в 1724 году. Но через 8 лет ворота сгорели при большом пожаре и были восстановлены в 1742 году уже по случаю коронации Елизаветы Петровны. В 1748 году произошёл ещё один пожар, и эти ворота опять пострадали от огня. По этому случаю в 1753 году Сенат распорядился восстановить ворота. Строительство Красных ворот длилось четыре года. Архитектор Дмитрий Ухтомский украсил их богатой лепниной, росписями и бронзовыми фигурами, которые символизировали мужество, верность, изобилие, бодрствование, экономию, постоянство, Меркурия и милость.
К началу 20 века ворота сильно обветшали, сбилась лепнина, стерлись богатые росписи. Весной 1926 года ворота, наконец, отреставрировали, однако, уже в декабре Президиум Моссовета из-за необходимости «урегулировать уличное движение» принял решение их снести. К уничтожению памятника приступили 3 июня 1927 года. Многие редкостные элементы и барельефы из белого камня, украшавшие ворота, были разбиты, разломаны и расколоты. После сноса Красных ворот площадь еще раз подверглась реконструкции. В 1928 году Президиум ВЦИК разрешил Моссовету снести и стоявший рядом с Красными воротами памятник 17 века – церковь Трех Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Такая же судьба постигла многие другие святыни Москвы.
1943 Создан Французский комитет национального освобождения
3 июня 1943 года в Алжире в результате соглашения между руководителем Французского национального комитета Шарлем де Голлем и главой французской администрации и командующим армией в Северной Африке Анри Жиро был создан орган центральной французской власти – Французский комитет национального освобождения (ФКНО). Комитет представлял государственные интересы Французской Республики и руководил действиями французских патриотов в антифашистской коалиции в 1943–1944 годах. В июне – ноябре 1943 года де Голль и Жиро были сопредседателями ФКНО, с ноября его единоличным руководителем стал де Голль. 26 августа 1943 года ФКНО был признан СССР, США и Великобританией. Комитет заявил о решимости продолжать борьбу против фашистских держав в целях полного освобождения французской территории. Он обязался восстановить «все французские свободы, законы республики и республиканский режим».
В ноябре 1943 года в состав ФКНО вошли представители некоторых организаций внутреннего Сопротивления, а в апреле 1944 года – два представителя Французской компартии. Под властью ФКНО объединились почти все бывшие французские колонии и значительные вооруженные силы. Его общее руководство признавали центральные органы внутреннего Сопротивления. 2 июня 1944 года ФКНО принял название Временного правительства Французской Республики.
1965 Американский астронавт Эдвард Уайт стал первым американцем и вторым в мире человеком, вышедшим в открытый космос
В 1959-1960 годах американский летчик Эдвард Уайт прошел подготовку в Школе летчиков-испытателей ВВС США на авиабазе Эдвардс (штат Калифорния) и получил назначение в Отделение авиационных систем на авиабазу Райт-Паттерсон (возле Дейтона, штат Огайо). Именно здесь произошло его первое соприкосновение с космической работой. Уайт был пилотом самолета KC-135, который использовался для полетов по параболической траектории для создания кратковременной невесомости. В его самолете готовились к полетам все астронавты первого набора НАСА. В сентябре 1962 года во время второго набора НАСА Уайт прошел все медицинские тесты и был зачислен в группу астронавтов. 3 июня 1965 года в качестве пилота корабля «Gemini-4» он отправился в космос. Во время этого полета Уайт первым из американских астронавтов (и вторым человеком в мире) вышел в открытый космос и в течение 36 минут работал там. Для маневрирования в космосе он использовал ручную реактивную установку. Продолжительность всего полета составила четверо суток.
21 марта 1966 года Эдварда назначили пилотом командного модуля в экипаж первого пилотируемого полета по программе «Apollo». В январе 1967 года во время одной из тренировок в корабле возник пожар, и все члены экипажа, включая Уайта, погибли. Посмертно Эдвард Уайт был награжден Космической медалью почета конгресса США.
1989 В Челябинской области произошла крупнейшая в истории России железнодорожная авария
Трагедия в 11 км от города Аша (Челябинская область) произошла из-за утечки газа из проходящего рядом трубопровода Сибирь – Урал – Поволжье. Примерно за три часа до катастрофы приборы показали падение давления в трубопроводе. Однако вместо того, чтобы искать утечку, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления. В результате через метровую трещину в трубе под давлением вытекло значительное количество пропана, бутана и других легко-воспламеняемых веществ, которые скопились в низине в виде «газового озера». Машинисты проходящих поездов предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность, но этому не придали значения. 3 июня 1989 года в 23:15 по московскому времени в момент прохождения встречных пассажирских поездов «Новосибирск – Адлер» и «Адлер – Новосибирск» произошел взрыв газового облака и вспыхнул гигантский пожар. Сила взрыва была такой, что за несколько километров от его эпицентра на центральной усадьбе колхоза «Красный восход» вылетели все стекла. Железнодорожные рельсы скрутило в немыслимые петли. Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, 7 полностью сгорели. Оставшиеся 26 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри. В огне погибло 575 человек, 623 получили тяжелые ожоги и на всю жизнь остались инвалидами. В составе поезда, шедшего в Адлер, были два вагона с детьми, ехавшими в пионерский лагерь. Большинство из них сгорели. В ходе расследования следственная группа установила, что причиной аварии стало некачественное выполнение «врезки обвода» на трубопроводе из Нижневартовска в Уфу. Судебное разбирательство по делу аварии продолжалось шесть лет. К ответственности по делу было привлечено десять должностных лиц, в основном строителей. В 1992 году на месте трагедии был сооружён восьмиметровый мемориал. Ежегодно у памятника жертвам катастрофы проходят траурные митинги.
Родились в этот день
1796 Михаил Дмитриев русский поэт, критик и переводчик
1843 Климент Тимирязев русский естествоиспытатель, один из основателей русской школы физиологии растений
1865 Георг V король Великобритании (1910-1936)
1876 Николай Бурденко русский и советский хирург, основоположник российской нейрохирургии
1881 Михаил Ларионов русский живописец, график, театральный художник, теоретик искусства
1885 Яков Свердлов советский политический деятель, революционер
1906 Сергей Герасимов советский режиссер, актер, драматург и теоретик кино, Народный артист СССР
1908 Борис Рыбаков советский археолог и историк, академик РАН
1982 Елена Исинбаева российская прыгунья с шестом, двукратная олимпийская чемпионка
Умерли в этот день
1657 Уильям Гарвей английский врач, физиолог и эмбриолог
1826 Николай Карамзин русский историк-историограф, писатель, поэт
1875 Жорж Бизе французский композитор
1899 Иоганн Штраус (сын) австрийский композитор и дирижер, «король вальсов»
1924 Франц Кафка немецкий писатель
1945 Викентий Вересаев русский и советский писатель
1946 Михаил Калинин советский политический деятель, «всесоюзный староста»
1963 Назым Хикмет турецкий поэт, драматург и прозаик
1977 Роберто Росселлини итальянский кинорежиссёр
1997 Владимир Благих советский эколог, инженер-электрик, ученый-энергетик
2004Суламифь Мессерер советская и российская балерина и балетный педагог
2014 Святослав Бэлза российский музыковед и литературовед, публицист, телеведущий, Народный артист России
2016 Мохаммед Али американский боксер, олимпийский чемпион
Свежие комментарии