На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Не только о футболе

864 подписчика

Свежие комментарии

  • Лена Мисько
    Уважаемые игроки в ближайшее время большая загруженность на работе ...  поэтому не до оформления игровой темы свой ка...ТОТО. РПЛ-2023/24...
  • Лена Мисько
    Жеребьевка определила, что хозяином финальной пары Пути регионов будет «Балтика». Матч пройдет 14-16 мая.«Спартак» выбил «...
  • Лена Мисько
    «Спартак» сыграет с «Балтикой» в финале Пути регионов Кубка России «Спартак» и «Балтика» встретятся в финале Пути рег...«Спартак» выбил «...

Откуда берутся фамилии

Ученые рассказали, как по фамилии узнать о происхождении своего ...

Большинство фамилий в русской именной формуле произошло от отчеств (по крестильному или мирскому имени одного из предков), прозвищ (по роду деятельности, месту происхождения или какой-то другой особенности предка) или других родовых имён. Первые сообщения о фамилиях в русских землях были у граждан Великого Новгорода.

Фамилия — не роскошь?

Первыми обладателями фамилий на Руси стали знатные жители Великого Новгорода. Ещё с XII века эта местность находилась на особом положении: получила статус независимой республики и самостоятельно вела дела с соседними государствами вроде Великого княжества Литовского. Оттуда и пришла мода на фамилии. Да и вести учёт войска так стало гораздо удобнее: не перепутаешь одного Михаила, Ивана или Бориса с другим. Вот, например, самый ранний из известных списков погибших с фамилиями: « Новгородець же ту паде: Костянтинъ Луготиниць, Гюрята Пинещиничь, НамЂстъ, Дрочило Нездыловъ сынъ кожевника...» (Первая новгородская летопись старшего извода, 1240 год).

Вслед за новгородцами в XIV-XV веках фамилиями обзавелись князья и бояре. Первые обычно именовались по названиям земель, им принадлежавших. Так владельцы вотчины на реке Шуя стали Шуйскими, на Вязьме — Вяземскими, на Мещере — Мещерскими, та же история с Тверскими, Оболенскими, Воротынскими и прочими -скими. Кстати, -ск- — это общеславянский суффикс, его можно встретить и в чешских фамилиях (Коменский), и в польских (Запотоцкий), и в украинских (Артемовский). Моментом возникновения фамилии принято считать её сохранение за потомками даже после потери соответствующих земель.

Ты чей будешь?

Бояре же получали свои фамилии по крестильному имени родоначальника или его прозвищу: такие наименования отвечали на вопрос «чей?» (подразумевалось «чей сын?», «какого рода?») и имели в своём составе притяжательные суффиксы. Суффикс -ов- присоединялся к мирским именам, оканчивающимся на твёрдые согласные: Смирной — Смирнов, Игнат — Игнатов. -Ев- — к именам и прозвищам, имеющим на конце ь, -ий, -ей или ч: Медведь — Медведев, Юрий — Юрьев, Бегич — Бегичев. Ну а суффикс -ин- получили фамилии, образованные от имён на гласные «а» и «я»: Апухта —Апухтин, Гаврила — Гаврилин, Илья —Ильин.

Самая известная история возникновения боярской фамилии — о Романовых. Их предок Андрей Кобыла имел трёх сыновей: Семёна Жеребца, Александра Елка Кобылина и Фёдора Кошку. Они породили Жеребцовых, Кобылиных и Кошкиных. Последние носили эту фамилию на протяжении нескольких поколений, пока не решили, что именоваться по прозвищу не слишком знатно. И стали они сначала Яковлевыми (по имени правнука Фёдора Кошки) и Захарьиными-Юрьевыми (по именам его же внука и другого правнука), а после и вовсе закрепились в истории как Романовы (по имени праправнука Фёдора Кошки).

Многих удивляют такие фамилии, как Дурново, Сухово, Живаго, Чернаго, Седых, Фоминых. На самом деле ничего странного в них нет, всё тот же ответ на вопрос «чей?», только немного устаревший или во множественном числе: Дурной — Дурново, Живой — Живаго, Седые — Седых.

Русские - нерусские фамилии

Следующими на очереди за получением фамилий стояли дворяне. Среди них было очень много людей, приехавших на службу российским государям из других стран. Началось всё с фамилий греческого и польско-литовского происхождения в конце XV века, а в XVII веке к ним присоединились Фонвизины (нем. фон Визен), Лермонтовы (шотл. Лермонт) и другие фамилии, имеющие западные корни.

Иноязычными основами обладают фамилии, которые давались незаконнорожденным детям знатных людей: Шеров (франц. cher «дорогой»), Амантов (франц. amant «любимый»), Оксов (нем. Ochs «бык»), Герцен (нем. Herz «сердце»). Побочные дети вообще много «страдали» от фантазии родителей. Некоторые из них не утруждали себя придумыванием новой фамилии, а попросту сокращали старую: так из Репнина родился Пнин, из Трубецкого — Бецкой, из Елагина — Агин, а из Голицына и Тенишева и вовсе вышли «корейцы» Го и Те.

Оставили значительный след в русских фамилиях и татары. Именно так появились Юсуповы (потомки мурзы Юсупа), Ахматовы (хан Ахмат), Карамзины (татар. кара «чёрный», мурза «господин, князь»), Кудиновы (искаж. каз.-татар. Кудай «Бог, Аллах») и другие.

Местные, но не князья

После дворян фамилии стали получать и просто служилые люди. Их, как и князей, тоже часто называли по месту проживания, только с суффиксами «попроще»: семьи, проживающие в Тамбове, стали Тамбовцевыми, в Вологде — Вологжаниновыми, в Москве — Москвичёвыми и Москвитиновыми. Некоторых устроил «нефамильный» суффикс, обозначающий жителя данной территории в общем: Беломорец, Костромич, Черноморец, а кто-то получил прозвание безо всяких изменений — отсюда Татьяна Дунай, Александр Галич, Ольга Полтава и другие.

Я Касторский

Фамилии духовных служителей складывались из названий церквей и христианских праздников (Рождественский, Успенский), а также искусственно образовывались от церковно-славянских, латинских и греческих слов. Самыми занятными из них стали те, что были переведены с русского на латинский и получили «княжеский» суффикс -ск-. Так, Бобров стал Касторским (лат. castor «бобёр»), Скворцов — Стурницким (лат. sturnus «скворец»), а Орлов — Аквилевым (лат. aquila «орёл»).

«Странные» фамилии

Фамилии у крестьян до конца XIX века встречались редко. Исключениями стали некрепостные крестьяне на севере России и в Новгородской губернии — отсюда Михайло Ломоносов и Арина Родионовна Яковлева.

После отмены крепостного права в 1861 году положение начало исправляться, а уж к моменту всеобщей паспортизации в 1930-х фамилию точно имел каждый житель СССР. Образовывались они по уже проверенным моделям: к именам, прозвищам, местам обитания, профессиям добавлялись суффиксы -ов-, -ев-, -ин-.

Получались вполне симпатичные Петровы, Ивановы, Бочкарёвы, Кузнецовы, Мельниковы, Пряхины и прочие. Однако откуда-то вылезли Пердуновы, Смертины и прочие Дураковы. Понятно, что они также произошли от прозвищ: Пердун, Смерть, Дурак, которые заслуженно или не очень своим соседям давали соплеменники. Но и ведь и сами родители порой называли детей довольно обидными именами: Нелюб, Ненаш, Нехороший, Болван, Кручина. Как в здравом уме можно было так назвать своего ребёнка? Всё дело в том, что наши предки были очень суеверны и надеялись таким вот неприятным прозвищем уберечь своё чадо от сглаза. В связи с этим не факт, что какой-нибудь современный Алмазов будет удачливее Несчастливцева или Идиотова.

Наверное, многие интересуются именами и фамилиями, мечтают узнать о них как можно больше. А откуда вообще берутся фамилии?
Часто они говорят о том, кем был далёкий предок. Слово «фамилия» в переводе с латыни — «семья». Значение «семейное имя» появилось позже. Сидоровы — потомки Сидора, Мельниковы — потомки Мельника. Вы когда-нибудь задумывались? Откуда берутся такие странные фамилии?

А Дурневы — потомки дурня?!

И да и нет. Конечно, у них мог быть предок по прозвищу Дурень. Но вовсе не обязательно он был дураком, так могли прозвать человека рассеянного или непохожего на других. Но скорее всего фамилия не от прозвища, а от имени.

Разве может быть имя Дурень? Для имён специальные слова есть! Но если кому-то в голову и придёт назвать сына обычным словом, то уж скорее Умником, а не Дурнем!

Когда-то на Руси имён в современном понимании не было. Именем могло стать любое слово, понравившееся родителям.

А как могло такое слово понравиться? Может, так называли нелюбимого ребёнка?

Нет, люди думали: если дать имя Дурак или Плохой, нечистая сила дитя не тронет. Раз родители так назвали, значит, ничего хорошего в нём нет, забирать не стоит. Каких только имён не было! Невзор (невзрачный, тот, на кого смотреть не хочется), Негода (ни на что не годный), Безобраз, Нелеп, Некрас (некрасивый)…

Да, от всех этих имён образовались фамилии. И живут до сих пор среди нас Некрасовы, Невзоровы, Нехорошевы.

Есть фамилии, происходящие от названий различных мучных изделий и от «хлебных» профессий. Предок Шулепникова выпекал медовые пряники — шулепы, а предок Засыпкина был помощником мельника, засыпал зерно в ковши, а муку в мешки, и должность его так и называлась — засыпка.

В фамилиях порой таятся названия растений и животных. В основе непонятной фамилии Челышев лежит, оказывается, слово «челыш» — молодой крепкий гриб. А фамилии Мухорев и Осин связаны вовсе не с мухой и осой, а со словом «мухрый» — невзрачный, тощий, хилый — и с именем Ося — сокращением от имени Иосиф.

Кто бы мог подумать, что такие непонятные фамилии, как Чугаев, Кундышев, Чапанов, Кошулин, Шабуров, Костычев, Торлопов, происходят от старинных названий верхней одежды?

А фамилии Безызвестный, Безвестный, Неизвестный, Непомнящий, Беспамятный, Безродный принадлежат к целой группе. Такими фамилиями в стародавние времена награждали тех, кто, прибыв на новое место и придя к чиновникам на регистрацию, мог назвать только имя и отчество, а в ответ настрогий вопрос «Как фамилия?» мямлил: «Не знаю» или «Не помню».

А вот фамилия Водопьянов. Что за фамилия странная: разве можно быть пьяным от воды?

— Водопьян — это прозвище. Его давали человеку, который не употреблял алкогольные напитки, но при этом пил много воды. Так что тут всё просто. А вот у фамилии Агеев действительно греческие корни. Точнее, не у самой фамилии, а у имени Агей от которого она произошла, и которое можно перевести как «торжественный», «праздничный».

Казалось бы, такая простая фамилия — Новиков. И встречается часто.

Это одна из самых распространённых русских фамилий. В списке, составленном современными российскими учёными, она входит в первую десятку и оставляет позади даже такую популярную фамилию, как Петров, не говоря уж о Сидорове.

— Есть и слово «новик». Просто оно устаревшее. Раньше новиком называли любого новичка. И новобранца, и нового жителя, недавно поселившегося в деревне. В шестнадцатом — семнадцатом веках так звался молодой дворянин, впервые записанный на военную службу.

А фамилия — Зацепин происходит от слова зацепа. Прозвище Зацепа давали задирам, забиякам, привязчивым людям, придирам. Словом, тем, кто ко всем цеплялся.

Вам нравится ваши имя и фамилия? Как вы думаете, они что-нибудь говорят о вас как о человеке? Выбрали бы вы сами это имя для себя?

Интересно, если бы вам пришлось выбирать себе имя или фамилию, то какую бы вы выбрали… Каждый задумается над этим вопросом с разной степенью заинтересованности, ведь именно родное имя и фамилия дали нам ту жизнь, которую мы проживаем. Так готовы ли мы отказаться от этой жизни, выбрав себе другое имя?

Как бы ни ответили вы на этот вопрос, любите и цените то имя, которым нарекли вас родители, ведь они подарили вам это имя, вложив в него всю свою любовь! А фамилия, в свою очередь, является свидетельством уникальности вашего семейного древа. Так пусть эта любовь проживет с вами всю жизнь, лаская ваш слух и окружающих, когда вас окликнут, называя по имени или фамилии!..

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх