На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Не только о футболе

864 подписчика

Свежие комментарии

  • Лена Мисько
    в общем, не тратим нервы, ждем тренера, может, кого-то в составе сезон закончен, всем спасибо. *** закончили без лид...«МЮ» уступил «Арс...
  • сергей озеров
    Отмучился  Спартак,слился Балтике в кубке,пацанчики-паспортисты,показали свой невысокий уровень в полной мере.Вроде я...«МЮ» уступил «Арс...
  • КУАТ
    - "ЧМ по хоккею 2024. США проиграли Словакии, Чехия уступила Швейцарии" - интересные результаты.КХЛ подвела итоги...

Тайны московских выражений

Некоторые расхожие выражения так сильно прижились в нашей речи, что мы даже не задумываемся об их происхождении. А, между прочим, многие фразы появились благодаря московскому быту: торговле, религии и даже пьянству!

Сходная цена. Московские лавки обычно строили чуть выше земли, чтобы сохранить товар от сырости и частых затоплений. Поэтому покупателям приходилось подниматься и спускаться по ступенькам. Торговаться в Москве любили, и иногда торг продолжался часами, пока покупатель и продавец не договорятся о цене. Часто продавцы сбивали цену в пользу покупателя, когда он уже уходил, а вернее — сходил со ступенек! Такую цену и называли сходной.

Уйти в запой. В 1547 Иван Грозный запретил в Москве продажу водки. Исключение было сделано лишь для одного кабака на Балчуге — сюда ходили опричники. Позже в черте города появились и другие кабаки, но открывали их только в Немецкой слободе, так как иностранцам царь разрешил содержать себя, изготавливая и продавая пиво и вино. Все москвичи ходили выпивать в слободу, а пьяницы пропадали там на несколько дней. Отсюда и пошло выражение «уйти в запой».

Одним миром мазаны. Раньше миро (ароматное масло для церковных служб) изготавливали только в одном месте — в Патриарших Палатах Московского Кремля, где находилась Мироваренная палата. Отсюда миро развозилось во все храмы Руси. Так что все православные были буквально мазаны одним миром. Забавно, что сегодня так говорят о людях с похожими недостатками…

Милости прошу к нашему шалашу. В торговых рядах на Китай-городе было принято торговать с «шалашей». Так назывались лавки в виде небольшого деревянного сруба с откидывающейся передней стенкой. Продавец находился внутри шалаша и зазывал покупателей, выкрикивая: «Милости прошу к нашему шалашу!»

Лодыря гонять. Это выражение уже успело устареть, но некоторые помнят, что оно означает «бездельничать» или «заниматься ерундой». Оборот возник в первой четверти XIX в., когда немецкий врач Юстус Христиан Лодер открыл в Москве свою водолечебницу. Московские богачи посещали дом в Хилковом переулке, чтобы пить минеральную воду, принимать ванны и гулять в парке по 3 часа в день — сам врач прописывал такое лечение. Кучера, ожидавшие господ с прогулок, говорили, что они «лодыря гоняют», а простые москвичи стали называть праздно гуляющих «лодырями».

Загнать за Можай. Во время известной Московской битвы 1612 года литовский гетман Ходкевич хотел войти в Кремль. Минин и Пожарский не только успели разбить лагерь у Арбатских ворот, опередив войска гетмана, но и позже дали ему бой в Замоскворечье. Ходкевич был разгромлен, а его войско бежало, бросив оружие и провизию, и остановилось только под городом Можайском. С тех пор выражение «загнать за Можай» означает «полностью разбить, победить, уничтожить».

Фома поспешил, да людей насмешил. 
Долгое время Москва была городом заболоченным и очень грязным. Увязнуть тут можно было даже на Красной площади, не говоря уж о других местах. Поэтому по улицам ходили медленно и осторожно. Полная версия поговорки звучит так: «Фома поспешил, да людей насмешил — увяз на Патриарших». Появилась она в то время, когда на месте Патриарших прудов было Козье болото. Тут вязли телеги, тонули лошади, а бандиты легко прятали следы преступлений. Позже пруды привели в порядок, а часть поговорки забылась.

Москва слезам не верит. Вопреки расхожему мнению, это выражение пошло не от известного советского фильма, а из древности. Во времена возвышения Московского княжества другим землям приходилось платить большую дань. Они посылали в Москву челобитчиков с жалобами, но москвичи жалобщиков казнили, а в княжества посылали один ответ: «Москва слезам не потакает (не верит)».

Прятать концы в воду. Считается, что это выражение пошло из преступной среды. Раньше московский #район Хапиловка (сейчас Преображенское) был опасным местом, не хуже знаменитой Хитровки. Здесь разбойники часто прятали трупы жертв: засовывали их в мешки и бросали в реку Хапиловку. Но речка была мелководной, и мешки иногда всплывали так, что на поверхности были видны связанные концы. Опытные бандиты это знали и концы «притапливали». Так в народ пошло «прятать концы в воду» — не оставлять за собой следов.

Картина дня

наверх