На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Не только о футболе

864 подписчика

Свежие комментарии

  • сергей озеров
    Отмучился  Спартак,слился Балтике в кубке,пацанчики-паспортисты,показали свой невысокий уровень в полной мере.Вроде я...«МЮ» уступил «Арс...
  • КУАТ
    - "ЧМ по хоккею 2024. США проиграли Словакии, Чехия уступила Швейцарии" - интересные результаты.КХЛ подвела итоги...
  • КУАТ
    Пусть Краснодар или Динамо.«МЮ» уступил «Арс...

Москва в кино

По фильмам, снятым на улицах Москвы, можно судить о том, как менялся город. В этом смысле художественные произведения стали документальными, историческими. 

Цирк. 1936 год

Комедия Григория Александрова стала последним фильмом в котором мы видим на башнях Кремля царских двуглавых орлов. В том же, 36-м году советская власть заменила орлов на, всем нам известные, рубиновые звезды.

Три тополя на Плющихе. 1967 год

Фильм снимали по рассказу Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке». Лента должна была называться так же. Но в конце 1960-х топоним «Шаболовка» уже прочно ассоциировался с телевидением — там располагался телецентр. Такая ассоциация могла помешать романтическому восприятию фильма. Поэтому действие перенесли на Плющиху.

В фильме много красивых видов Москвы. Он начинается с великолепной панорамы утреннего города, затем в кадре появляется причал прогулочных корабликов около Парка Горького, на фоне которого видно Фрунзенскую набережную и Крымский мост.

Еще один замечательный утренний пейзаж — площадь Дзержинского (Лубянка). С памятником, которого больше нет. Тут же Детский мир и метро «Лубянка». Пейзаж до сегодняшнего дня почти не изменился. 

Когда герои проезжают по Новому Арбату, то мы видим строительный кран у второй дома-книжки. Это 60-е — Новый Арбат только открыли и дома еще строятся. А четвертого дома-книжки, непосредственно у Садового кольца еще не построено. В фильме не могли не показать Новый Арбат — это был самый прогрессивный городской проект того времени. 

Я шагаю по Москве. 1964 год

Благодаря любовно снятым пейзажам столицы, режиссер Георгий Данелия и оператор Вадим Юсов считаются главными урбанистами советской кинематографии. 

Если приглядитесь, то увидите, что еще не построена гостиница "Россия"

Сегодня вид с этой точки почти такой же, как и 56 лет назад

 

Мы видим панорамы Москвы, с любовью снятый ГУМ и, конечно, метро и его строительство. Именно в этот момент в Москве активно шло строительство новых станций. Снимали, что называется «на натуре». 

В сцене, где девушка шагает под дождем, снялись сразу три актрисы. Девушка, снявшаяся в сцене в первый день (общий план), на второй день почему-то не пришла. Поэтому крупным планом снимали студентку ВГИКа. Но на третий день и она не появилась на площадке: у девушки был экзамен в институте. Тогда в кадре появились босые ножки корреспондентки «Известий», которая пришла взять интервью у Данелии.

Финальная сцена происходит на станции метро «Университет». Володя садится в поезд, следующий из центра, хотя в момент выхода фильма в 1963 году «Университет» был конечной станцией и ехать дальше было не куда. Но на экран фильм вышел в 1964 году, поэтому сцена для зрителей уже не выглядела ляпом — к тому времени ветку продлили еще на две станции. Единственное, что выдает время съемок, так это таблички справа по кадру «Посадки нет» в сцене, где герой Михалкова начинает петь. 

Справа вы можете увидеть таблички "Посадки нет", хотя от туда только что уехал герой фильма

Служебный роман. 1977 год

В этом двухсерийном фильме мы видим вставки с прекрасной Москвой 70-х. Особенно живыми кажутся кадры, где выпал снег и звучит песня «У природы нет плохой погоды». Режиссер Эльдар Рязанов вспоминал, что одним утром во время перерыва в съемках, он проснулся и увидел за окном, что выпал снег. Московская природа и архитектура покрылись невероятной снежной шубой. Рязанов позвонил оператору картины Владимиру Нахабцеву, чтобы тот срочно ехал на Мосфильм за камерой.

Через два часа они вдвоем ездили по разным уголкам Москвы и снимали красочные зимние пейзажи.

На заднем плане различима кремлевская башня

Это место я точно узнала - это начало Нового Арбата. Слева по кадру ресторан "Прага"

Москва в кино

ВМоскве можно найти и сверхсовременные здания, и старинные улочки, которые всегда привлекали кинорежиссеров. Портал «Культура.РФ» собрал самые знаменитые советские фильмы, запечатлевшие столицу в период с 20-х по 80-е годы.

Москва, 1920-е годы

Москва
Москва
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ
1927
55 МИН

О том, как выглядела столица в начале XX века, — в документальном фильме режиссеров Михаила Кауфмана и Ильи Копалина. Авторы проводят своих зрителей мимо Красных ворот, по Тверской и через Кузнецкий Мост. Заканчивается это путешествие во времени и пространстве у здания Центрального исполнительного комитета СССР, исторического Сенатского дворца.


Москва, 1930-е годы

Цирк
Цирк
КОМЕДИЯ
1936
88 МИН

Широкие московские площади, Большой театр и парад физкультурников. «Цирк» — своеобразный гимн эпохе 30-х и тем архитектурным переменам, которые произошли в то время. При этом комедия Александрова стала последнем фильмом, в котором на башнях Кремля красуются двуглавые орлы.

В том, когда и какая символика появляется в кадре, можно увидеть целую историю изменений, прошедших в Кремле в 30-х годах, а также разгадать, в какой момент создан тот или иной эпизод фильма.

Из окон гостиницы, в которой живет Марион Диксон, видна Спасская башня с двуглавым орлом на вершине. Однако именно Спасская станет первой из кремлевских башен, на которой старая символика будет заменена новой. Это случится 24 октября 1935 года. Следовательно, съемки летних сцен фильма прошли в 1935 году.


Москва, 1940-е годы

Свинарка и пастух
Свинарка и пастух
СЕМЕЙНЫЙ
1941
75 МИН

Судьбоносная встреча главных героев Глаши и Мусаиба состоялась на ВСХВ (Всесоюзной сельскохозяйственной выставке), сегодня — ВДНХ. Праздничная атмосфера выставки, планы на будущее и любовь — все это в фильме, съемки которого заканчивались уже под грохот снарядов Великой Отечественной.


Свадьба
Свадьба
КОМЕДИЯ
1944
61 МИН

В 1944 году в Москве закончились съемки «Свадьбы» Исидора Анненского. Комедия создана по мотивам одноименного чеховского водевиля, и создатели как могли старались найти подходящую натуру для работы. Так, проезд Апломбова по провинциальной улочке снимался в районе Самотеки. И зрители бы никогда не догадались, что за этими купеческими фасадами стоит голодный, истерзанный войной город, если бы не одно обстоятельство. Посмотрите на экран внимательнее, и вы увидите самую характерную деталь Москвы 1944 года — стекла заклеены крест-накрест, чтобы не разлетелись от бомбежек.


Москва, 1950-е годы

Алеша Птицын вырабатывает характер
Алеша Птицын вырабатывает характер
СЕМЕЙНЫЙ
1953
73 МИН

Только что построенные сталинские высотки (гостиница «Ленинградская», главное здание МГУ, жилой дом на Котельнической набережной), площадь трех вокзалов, станции метро «Комсомольская» и «Курская» Кольцевой линии и многое другое. Гостеприимный маленький москвич Алеша водит своих гостей, а заодно и зрителей фильма по любимому городу.


Девушка без адреса
Девушка без адреса
КОМЕДИЯ
1957
90 МИН

Москва 50-х показана и в фильме «Девушка без адреса». Сюжет построен так, что всю дорогу потерявшиеся на вокзале герои ищут друг друга в большом городе. О том, насколько он большой, в фильме есть даже песенка.

В кадре мелькают Ленинградский проспект и Тверской путепровод, широкая Пушкинская и Суворовская площади. В фильме не раз можно заметить доходный дом Макарова, построенный в начале XX века, и дом 8 на Малой Молчановке — знаменитый «дом со львами».


Москва, 1960-е годы

Я шагаю по Москве
Я шагаю по Москве
КОМЕДИЯ
1963
78 МИН

Панорама Котельнической набережной и здание МИДа, Плющиха, Девичье поле, новые дома на Ростовской и Бережковской набережных и, конечно, московское метро — все это можно увидеть в картине «Я шагаю по Москве».

Благодаря любовно снятым пейзажам столицы режиссер Георгий Данелия и оператор Вадим Юсов считаются едва ли не главными урбанистами советской кинематографии, сумевшими передать даже запах города: новеньких пластинок в ГУМе, мокрых листьев, памятников и мостовых.


Июльский дождь
Июльский дождь
МЕЛОДРАМА
1966
104 МИН

Москва 60-х становится самостоятельным героем в фильме Марлена Хуциева «Июльский дождь». Автору важно все: и панорамы парадной части столицы, и малосимпатичные московские закоулки, афиши, городской транспорт, толпа на улице.

Действе фильма начинается в Столешниковом переулке, где Лена попадает под дождь. Дальше мы перемещаемся к Петровским воротам, где живет главная героиня, а потом вдруг попадаем на Поварскую. Музыкальным фоном для последней служит композиция Луи Армстронга. что придает простоватой улице особый лоск.

Герои постоянно гуляют по Москве, в кадре оказываются площади, Тверской путепровод, только что открывшийся тоннель на Маяковской и многое другое. Заканчивается картина у здания Большого театра, где Лена видит встречу фронтовиков.


Берегись автомобиля
Берегись автомобиля
КОМЕДИЯ
1966
88 МИН

Сретенка, Николоямская и Остоженка — в кадрах фильма «Берегись автомобиля» можно увидеть многие улицы Белокаменной, а также здания и учреждения, которых в современной Москве найти невозможно.


Москва, 1970-е годы

Семидесятые в кино представлены панельными домами и небоскребами.

Иван Васильевич меняет профессию
Иван Васильевич меняет профессию
КОМЕДИЯ
1973
92 МИН

«Лепота!» — восклицает царь Иван Васильевич, глядя на обновленный центр столицы в фильме Леонида Гайдая. Панорама. Резиденция государя снималась в Кремле Ростова Великого, а вот современные улицы в фильме — столичные. Так, дом Шурика находится на Новокузнецкой улице, машина милиции отъезжает от здания гостиницы «Союз», расположенного на Университетском проспекте, в непосредственной близости от киностудии «Мосфильм», а машина скорой помощи — от 17-го подъезда телецентра «Останкино».


Романс о влюбленных
Романс о влюбленных
ДРАМА
1974
135 МИН

Антитеза старой и новой жизни подчеркивается архитектурой в фильме «Романс о влюбленных». Прежняя любовь Сергея — Таня, осталась в доме №19 в Трубниковском переулке, куда он привез ее в начале фильма. Новая жизнь героя начинается в одном из только что построенных районов столицы, который только предстоит обживать. «Мы посадим деревья, и будет красиво», — говорит Сергей, глядя из окна на новенький район.


Москва, 1980-е годы

Покровские ворота
Покровские ворота
МЕЛОДРАМА
1982
140 МИН

Главным «архитектурным» фильмом восьмидесятых, как ни странно, являются «Покровские ворота». «Москва, 50-е годы...» — гордо заявляет молодой Костик в начале картины, но важно помнить, что фильм вышел в 1983-м, и именно Москва эпохи застоя здесь выдана за ту «оттепельную» столицу, о которой идет речь в картине. Кроме того, в конце «Покровских ворот» режиссер Михаил Козаков намеренно показывает нам уже современный город.

Мимо Подколокольного переулка, Солянки, дома Пашкова через Ленинский проспект, минуя главное здание МГУ, Савранский влетает в новую Москву.

«Отшумели шестидесятые, семидесятые пролетели, восьмидесятые проросли...» — перечисляет голос за кадром, а на экране проплывают уже новые многоэтажные жилые дома, высотка на Котельнической набережной и Московский Кремль.

Картина дня

наверх